Новости
29.06.2011
Хелен Миррен стала волшебницей и сменила пол
На Московском Международном кинофестивале показали феминистскую версию «Бури»
Оскароносная Хелен Миррен — одна из самых желанных гостей ММКФ |
Помимо новых фильмов ММКФ в этом году радует киноманов целым рядом ретроспектив. Четыре ретроспективных показа посвящены режиссерам (Сэм Пекинпа, Вернер Херцог, Бела Тарр, Роб Нильссон) и один — актрисе Хелен Миррен. Правда, если творчество режиссеров представлено довольно полно, то из обширной фильмографии Хелен посетители фестиваля увидят только три картины: «Королеву» Стивена Фрирза (за роль Елизаветы II Миррен получила «Оскара»), «Последнее воскресение» Майкла Хоффмана (в этом фильме она играет Софью Андреевну Толстую) и «Бурю» Джули Тэймор. В российский прокат лента выйдет 21 июля 2011 г.
Кроме того, в качестве фильма закрытия 33-го ММКФ публика увидит мировую премьеру «Расплаты» Джона Мэддена, и Миррен обещала присутствовать в зале «Пушкинского» лично.
Роли Миррен — неординарные: надо иметь немало смелости, чтобы решиться сыграть здравствующую королеву, да и супруга Льва Толстого — не такой простой образ для голливудской актрисы, даром что у Миррен российские корни. Но даже эти «челленджи» меркнут по сравнению с ролью в «Буре». В экранизации знаменитой пьесы Шекспира Миррен играет главного героя, который в оригинале был мужчиной по имени Просперо, а у Тэймор стал женщиной — Просперой.
Проспера — изгнанная герцогиня Милана. Ее предал собственный брат, вступивший в союз с королем Неаполя. Изгнанница поселилась с дочерью на острове в океане, где кроме них живут только духи и сын злой колдуньи — Калибан. Владеющая магией Проспера подчиняет себе духов острова и ждет возможности отомстить врагам. Возможность предоставляется, когда мимо острова проплывает корабль с ее братом и неаполитанским королем. Проспера устраивает бурю, но делает так, что ее враги не гибнут, а попадают на остров. Дух Ариэль ведет гостей прямо к Проспере...
Пьеса Шекспира — весьма благодатный материал для кинематографиста: можно показать бушующую стихию, различные чудеса, да и Ариэль — неплохая возможность проявить фантазию. Нельзя сказать, что Джули Тэймор («Фрида», «Через Вселенную») этой фантазии не хватает, но при скромном, по голливудским меркам, бюджете в $20 млн создатели спецэффектов особо не развернулись. Буря здесь явно не такая «бурная», как в «Пиратах Карибского моря», да и остальные волшебства выглядят весьма наивно. Поэтому главная нагрузка ложится на актеров. В первую очередь на Хелен Миррен. И хотя «королева» играет очень хорошо, сразу встает вопрос: насколько оправданна смена пола шекспировского персонажа?
Если бы фильм снимался как постмодернистская вариация или вольный парафраз, безусловно, оправданна. Но «Буря» Тэймор весьма точно следует тексту и духу Шекспира. Посему такое решение выглядит странно. Наверное, идеальным исполнителем роли Просперо был бы Йен Маккеллен (Гэндальф во «Властелине колец»). В игре Миррен — женщины земной и моложавой — при всей тонкости и глубине не хватает ощущения «уходящей натуры» и некоей глубинной мудрости пожилого человека. Зато весьма удачно подобраны другие актеры. Дочь Просперы Миранду очень естественно играет Фелисити Джонс. Альфредо Молина «зажигает» в роли пьяницы Стефано, а духу Ариэлю подарил свое лицо Бен Уишоу («Парфюмер»).
Но все равно получилась добропорядочная, скучноватая экранизация. И место ей — на небольшом телеэкране в школьном классе, а не в кинотеатре. На что и указывают кассовые сборы: в США «Буря», вышедшая в 2010 г., заработала менее $300 тыс., и близко не покрыв бюджета.
Кроме того, в качестве фильма закрытия 33-го ММКФ публика увидит мировую премьеру «Расплаты» Джона Мэддена, и Миррен обещала присутствовать в зале «Пушкинского» лично.
Роли Миррен — неординарные: надо иметь немало смелости, чтобы решиться сыграть здравствующую королеву, да и супруга Льва Толстого — не такой простой образ для голливудской актрисы, даром что у Миррен российские корни. Но даже эти «челленджи» меркнут по сравнению с ролью в «Буре». В экранизации знаменитой пьесы Шекспира Миррен играет главного героя, который в оригинале был мужчиной по имени Просперо, а у Тэймор стал женщиной — Просперой.
Проспера — изгнанная герцогиня Милана. Ее предал собственный брат, вступивший в союз с королем Неаполя. Изгнанница поселилась с дочерью на острове в океане, где кроме них живут только духи и сын злой колдуньи — Калибан. Владеющая магией Проспера подчиняет себе духов острова и ждет возможности отомстить врагам. Возможность предоставляется, когда мимо острова проплывает корабль с ее братом и неаполитанским королем. Проспера устраивает бурю, но делает так, что ее враги не гибнут, а попадают на остров. Дух Ариэль ведет гостей прямо к Проспере...
Пьеса Шекспира — весьма благодатный материал для кинематографиста: можно показать бушующую стихию, различные чудеса, да и Ариэль — неплохая возможность проявить фантазию. Нельзя сказать, что Джули Тэймор («Фрида», «Через Вселенную») этой фантазии не хватает, но при скромном, по голливудским меркам, бюджете в $20 млн создатели спецэффектов особо не развернулись. Буря здесь явно не такая «бурная», как в «Пиратах Карибского моря», да и остальные волшебства выглядят весьма наивно. Поэтому главная нагрузка ложится на актеров. В первую очередь на Хелен Миррен. И хотя «королева» играет очень хорошо, сразу встает вопрос: насколько оправданна смена пола шекспировского персонажа?
Если бы фильм снимался как постмодернистская вариация или вольный парафраз, безусловно, оправданна. Но «Буря» Тэймор весьма точно следует тексту и духу Шекспира. Посему такое решение выглядит странно. Наверное, идеальным исполнителем роли Просперо был бы Йен Маккеллен (Гэндальф во «Властелине колец»). В игре Миррен — женщины земной и моложавой — при всей тонкости и глубине не хватает ощущения «уходящей натуры» и некоей глубинной мудрости пожилого человека. Зато весьма удачно подобраны другие актеры. Дочь Просперы Миранду очень естественно играет Фелисити Джонс. Альфредо Молина «зажигает» в роли пьяницы Стефано, а духу Ариэлю подарил свое лицо Бен Уишоу («Парфюмер»).
Но все равно получилась добропорядочная, скучноватая экранизация. И место ей — на небольшом телеэкране в школьном классе, а не в кинотеатре. На что и указывают кассовые сборы: в США «Буря», вышедшая в 2010 г., заработала менее $300 тыс., и близко не покрыв бюджета.