Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
28.07.2011
Олег Жюгжда: «Гарантирую 20 минут здорового смеха»
Премьерой спектакля известного белорусского режиссера Олега Жюгжды «Сон в летнюю ночь» завершился 122-й театральный сезон Могилевского областного драмтеатра.

— В сентябре мне исполнится 50 лет, по этому поводу я поставил в Могилеве хороший спектакль — сделал подарок городу своей артистической молодости, — рассказал на пресс-конференции нынешний главный режиссер Гродненского областного театра кукол.

Олег ЖюгждаКогда-то он был актером Могилевского театра кукол, а позже и его режиссером. Несмотря на то, что многие годы Жюгжда остается верен своим маленьким зрителям, по словам одного известного критика, иногда он все же «делает одолжение театру драматическому». Могилевчане знают об этом не понаслышке, помня его спектакли «Тристан и Изольда», «Принцесса Турандот», «Сестры Психеи». И вот очередное приятное «одолжение» — самая фантастическая из пьес Шекспира на могилевской сцене.

— Олег Олегович, не кажется ли вам, что выбор для постановки самой невероятной и легкомысленной пьесы Шекспира изначально подготовил зрителя к непритязательному сюжету?


— Может быть. Но моя задача была в том, чтобы непритязательный сюжет обогатить разными подводными течениями, ответвлениями, наполнить своей философией. Шекспир — не пустышка, он гениален. Его нельзя воспринимать однозначно. Мне захотелось сделать праздник. Надеюсь, получилось. Ведь спектакль объемный, костюмный, с хорошей музыкой, в нем задействована практически вся труппа.

Чем вас затронуло это произведение?

— Классика позволяет достучаться практически до каждого, она умеет не терять смысла. «Сон в летнюю ночь» — своеобразная вещь. Рассказывается о государстве со строгим укладом и сложными внутрисемейными отношениями. Родители бесцеремонно распоряжаются жизнью и счастьем собственных детей. Дети восстают против гнета, выбрав бегство и эмиграцию. Но самое интересное: ступив на путь свободы, от скованности и условности родного для них общества им так и не удается избавиться. И тут возникает вопрос: а можем ли мы быть по-настоящему свободными? И в какой степени ощущаем эту свободу? В общем, здесь есть над чем поразмышлять.

И все же не стоит забывать, что это комедия. Там есть знаменитая сцена — театр в театре — с переодеванием, смешными и нелепыми ситуациями… Что всегда вызывает самые положительные эмоции. Я гарантирую могилевчанам двадцать минут здорового смеха.

С одной стороны, Шекспир — это всегда актуальный сюжет, а с другой — огромная ответственность для режиссера. Не довлел ли над вами многовековой опыт постановок?

— А кто сказал, что гениальнее уже ничего нельзя придумать? Я Шекспира не боюсь. Да и театр
— искусство живое. И то, что было когда-то, не может довлеть над сегодняшним. Например, сейчас невозможно смотреть кинозаписи многих старых спектаклей. Как играют актеры — они же переигрывают! А вот такая была театральная эстетика в те времена. В общем, к своей работе всегда отношусь с большим удовольствием и ответственностью. Не люблю халтуру.

Насколько могилевская труппа оказалась пластичной в руках режиссера?

— Мне проще со старшим поколением, они работали со многими режиссерами, приучены к самостоятельности. Приятно, когда наши мэтры предлагают свои решения, советуются. С молодежью сложнее — у них не так много профессиональных навыков. И нелегко со средним поколением — они тебе не доверяют. Поэтому первая задача режиссера — максимально к себе расположить, чтобы актеры в тебя поверили. Это всегда непросто.

Вы возвращаетесь в Могилевский драмтеатр в разные периоды и своей, и его жизни. Меняются люди, антураж, настроение. Какое у вас сейчас впечатление?

— Не пропадает ощущение другого, нового театра. Потому что те молодые актеры, которые были здесь во время моей работы над спектаклем «Сестры Психеи», повзрослели. Это уже люди с другим мировоззрением и кругозором. Но ведь все меняется, развивается. Самое приятное, когда спустя годы застаешь то, что тебе когда-то было приятно и мило. Остались еще те отношения и люди, на которых держится дух театра.

Олег Олегович, раз тема свободы в спектакле для вас основная, оправдано ли ее решение и насколько она актуальна сегодня?

— Тема свободы актуальна во все времена. Для меня она — основа творчества и всей нашей жизни. Другое дело, что мы привыкли нести с собой несвободу. Но это уже совсем другая история.

Виктория Сидельникова

Источник
: Могилевские ведомости

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.