Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
Новости
29.07.2011
«Отелло» У. Шекспира — главная премьера юбилейного сотого сезона Академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского
Довольно широкий выбор есть на этих выходных у севастопольских театралов. Академический русский драматический театр им. А. В. Луначарского покажут главную премьеру юбилейного сезона «Отелло». Перед зрителем предстает весь театральный диапазон от нарочитой условности, отсылающей нас ко временам Шекспира с его «миром-сценой» до пронзительной искренности актерской игры современного нам театра.
В июне 2011 г. в Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А. В. Луначарского состоялась премьера трагедии Вильяма Шекспира «Отелло».
Эту премьеру многие считают главным событием сотого юбилейного сезона театра.
Такое решение было принято не ради красивого названия в репертуарной афише. В истории мировой культуры великие свершения Ренессанса послужили отправной точкой духовного развития человечества. Наряду с великими итальянцами Рафаэлем, Микеланджело, Леонардо, Тицианом и др. «озарен небесным вдохновением» Шекспир. Гёте определяет его как мыслителя «возвысившего нас до осознания мира».
Актерам и постановщикам спектакля захотелось вернуться к истокам, чтобы показать зрителю шекспировских героев, людей «свободной силы представления и гениального духа».
Обращение театра к трагедии «Отелло» определяется творческой индивидуальностью авторов спектакля. Режиссер-постановщик Владимир Магар совместно со своим постоянным соавтором художником Борисом Бланком замыслили создать театральный проект, который бы объединил протрясающую по силе реализма шекспировскую драму и возвышенную утонченную условность оперного искусства.
Из почти двух десятков переводов за основу был выбран пастернаковский, подвергнутый незначительным изменениям. Так что зрители услышат драматическую часть спектакля в классическом стихе.
В программе спектакля значатся двойные персонажи — Отелло, Дездемона, Яго, Кассио и Родриго в своих драматической и оперной ипостасях. Классическому пению учатся годами, скажете вы, как же удалось актерам за каких-то полгода освоить свои партитуры? Начнем с того, что все актеры, назначенные на «вокальные» роли обладают незаурядными певческими данными. Например, Николай Филиппов, исполнитель партии Отелло, и Виталий Таганов (Кассио) хорошо знакомы севастопольскому зрителю по концертным выступлениям. Замечательный по тембру голос Ильи Спинова (Родриго) публика смогла оценить в «Снегурочке», где он исполняет песни Леля. Настоящим открытием станут два менее известных «серебряных» голоса — сопрано Аллы Салиевой в партии Дездемоны и совсем молодого баритона Сергея Винокурова — Яго. Кропотливую вокальную подготовку артистов вела заведующая музыкальной частью театра, талантливый композитор и педагог Екатерина Троценко.
Арии, дуэты, речитативы Джузеппе Верди в исполнении драматических актеров звучат особенно свежо. Музыковеды, возможно, найдут шероховатости в исполнении классической оперы, но по актерской подаче, по зримому движению чувств они восполняют оперную статичность, продолжая и дополняя драматические события, происходящие на сцене.
Оформление простора сцены, некоторые изобразительные элементы и костюмы тоже напоминают о постановочных традициях оперы.