Новости
15.08.2011
Строгий фейерверк
Открылся главный Эдинбургский театральный фестиваль
Мэтр тайваньского театра Ву Синг-ке приехал с моноспектаклем по Шекспиру: он играет «Короля Лира», превращаясь и в старого короля, и в трех его дочерей попеременно // © Dirk Bleicker |
«Фриндж» бушует в шотландской столице уже неделю, но буйство офф-программы не способно затмить афишу основного, главного феста. Его отборщики суровы и неподкупны: на них не влияют вознесенные пиаром имена, их не соблазняет возможная репутация «открывателей новых талантов». Ни в одной из попавших в программу драматических постановок актер не станет разливать вокруг зрителей пахнущую бензином жидкость, намекая, что сейчас спалит всех в приступе мизантропии (как то бывает у радикальных режиссеров), никто из танцовщиков не разденется догола и не побежит на четвереньках. Все шокирующие штучки не для главной программы Эдинбурга — здесь только высокая музыка, коллекция спектаклей хай-класса.
Она небольшая, эта коллекция: пять оперных представлений, шесть танцевально-балетных, четыре драматических спектакля. Лишь концертов много больше — их 48, но тоже никакой попсы, мировая классика. Именно мировая — Эдинбург последовательно говорит о том, что все мы живем в одном маленьком пространстве, и уравнивает в правах скрипку и ситар. Публика «главного» Эдинбурга старше публики «Фринджа», несколько состоятельнее (хотя на галерку можно попасть за 10 фунтов, нормальные билеты все же обойдутся в 30–50) и шире смотрит на мир.
Драма представлена в этом году четырьмя постановками: одна корейская, одна японская, одна арабская и одна с Тайваня. При этом тема «единого мира» проявляет себя и в выборе драматургии, и в составе постановочных групп. Мэтр тайваньского театра Ву Синг-ке приехал с моноспектаклем по Шекспиру: он играет «Короля Лира», превращаясь и в старого короля, и в трех его дочерей попеременно. Корейский театр переносит действие шекспировской «Бури» в корейскую древность, в пятый век. «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками японцам поставил американец Стивен Эрнхарт, а арабскую «Тысячу и одну ночь» — англичанин Тим Саппл.
Она небольшая, эта коллекция: пять оперных представлений, шесть танцевально-балетных, четыре драматических спектакля. Лишь концертов много больше — их 48, но тоже никакой попсы, мировая классика. Именно мировая — Эдинбург последовательно говорит о том, что все мы живем в одном маленьком пространстве, и уравнивает в правах скрипку и ситар. Публика «главного» Эдинбурга старше публики «Фринджа», несколько состоятельнее (хотя на галерку можно попасть за 10 фунтов, нормальные билеты все же обойдутся в 30–50) и шире смотрит на мир.
Драма представлена в этом году четырьмя постановками: одна корейская, одна японская, одна арабская и одна с Тайваня. При этом тема «единого мира» проявляет себя и в выборе драматургии, и в составе постановочных групп. Мэтр тайваньского театра Ву Синг-ке приехал с моноспектаклем по Шекспиру: он играет «Короля Лира», превращаясь и в старого короля, и в трех его дочерей попеременно. Корейский театр переносит действие шекспировской «Бури» в корейскую древность, в пятый век. «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками японцам поставил американец Стивен Эрнхарт, а арабскую «Тысячу и одну ночь» — англичанин Тим Саппл.
Опера «Месть принца Ци Дан» в исполнении шанхайской труппы на сюжет «Гамлета» (композитор Чин Гуо-Ксиан) // © Liu Haifa |
Балетно-танцевальный мир более замкнут, программа состоит в основном из выступлений трупп, показывающих родной им репертуар. Индийский театр танца, тибетский театр танца. Театр вроде бы французский, но на самом деле вьетнамский (перебравшийся в Европу хореограф поставил спектакль с участием пожилых женщин с его родины — тех, кто принимал участие в давней войне). Корейцы в танце рассказывают народную сказку (надеявшийся на рождение сына король выбросил крохотную дочку в море, а спустя 16 лет воспитанной рыбаком девчонке пришлось спасать жестокого папашу от смерти), а Национальный балет Китая повествует о трагической любви (девушке приснился красавец, и она умерла оттого, что не смогла найти этого героя в реальности). Впрочем, именно китайцы, взяв фольклорный сюжет, излагают его языком классического танца — пуанты, арабески, все как положено. И так же классической лексикой порадуют хозяева — Шотландский балет: обитающий в Сан-Франциско финн Йорма Эло (знакомый москвичам по балету «Затачивая до остроты», что идет в Музыкальном театре) выпускает в конце августа в Эдинбурге мировую премьеру на музыку Моцарта и Стива Райха. Работа в разгаре, название будущего спектакля еще не придумано.
В оперной программе также есть народ с Востока — шанхайская труппа поет и играет «Месть принца Ци Дан» (сюжет «Гамлета» вдохновил композитора Чин Гуо-Ксиан). Но все же опера в основном представляет Европу: «Семирамида» Россини из Копенгагена (дирижер Альберто Зерда), шотландская «Таис» Массне (дирижер сэр Эндрю Дэвис), «Роланд-паладин» Гайдна (Фрайбургский барочный оркестр, дирижер Рене Якобс). И именно в оперной программе числится единственный участник из России — Мариинский театр: закрывать фест будет «Женщина без тени», впечатляющая постановка Джонатана Кента, получившая полгода назад «Золотую маску» как лучший оперный спектакль минувшего сезона.
Продлится Эдинбургский фестиваль до 4 августа; финальной точкой станет традиционный гибрид концерта и фейерверка, когда избранные слушатели смогут внимать Шотландскому оркестру в саду, а все жители и гости города увидят 100 тыс. фейерверков, запущенных над старинным замком.
В оперной программе также есть народ с Востока — шанхайская труппа поет и играет «Месть принца Ци Дан» (сюжет «Гамлета» вдохновил композитора Чин Гуо-Ксиан). Но все же опера в основном представляет Европу: «Семирамида» Россини из Копенгагена (дирижер Альберто Зерда), шотландская «Таис» Массне (дирижер сэр Эндрю Дэвис), «Роланд-паладин» Гайдна (Фрайбургский барочный оркестр, дирижер Рене Якобс). И именно в оперной программе числится единственный участник из России — Мариинский театр: закрывать фест будет «Женщина без тени», впечатляющая постановка Джонатана Кента, получившая полгода назад «Золотую маску» как лучший оперный спектакль минувшего сезона.
Продлится Эдинбургский фестиваль до 4 августа; финальной точкой станет традиционный гибрид концерта и фейерверка, когда избранные слушатели смогут внимать Шотландскому оркестру в саду, а все жители и гости города увидят 100 тыс. фейерверков, запущенных над старинным замком.