Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
Новости
01.11.2011
Фестиваль «Гражданин мира Орсон Уэллс» с 11 по 14 ноября 2011 г. в киноцентре «Родина»
С 11 по 14 ноября 2011 г. в киноцентре «Родина» пройдет фестиваль «Гражданин мира Орсон Уэллс». Первая в Санкт-Петербурге ретроспектива фильмов легендарного режиссера — большое событие для всех истинных киноманов. Показ приурочен к 70-летнему юбилею фильма «Гражданин Кейн». В фестивальной афише 5 знаменитых фильмов режиссера с участием Марлен Дитрих, Риты Хейворт, Акима Тамирофф и Джозефа Коттена. В главной роли — магический талант Орсона Уэллса, перед которым преклонялись Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар, Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе. Организатор фестиваля — Международное фестивальное агентство Tour de Film при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.
Орсон Уэллс — один из лучших кинематографистов прошлого столетия. Известный киновед Андре Базен назвал его «титаном Возрождения в Америке ХХ века». Уэллс проснулся знаменитым в 23 года после своей радиопостановки «Войны миров» по Герберту Уэллсу, заставившей американцев поверить в реальность вторжения марсиан на Землю. К 26 годам он завоевал театральные подмостки, снял «лучший фильм всех времен и народов» и попал на обложку журнала Time. Благодаря совершенным кадрам, «глубокому фокусу», умопомрачительным движениям камеры, остроумному монтажу и бесподобной работе с актерами режиссер заслужил репутацию гения и «величайшего поэта кинематографа» (Франсуа Трюффо). Орсон Уэллс — настоящий гражданин мира: он снимал фильмы в Америке и Европе, а Золотую ветвь Каннского кинофестиваля получил за фильм «Отелло» производства Марокко. Режиссер соединил в своем творчестве традиции европейского и американского искусства. Кирилл Разлогов назвал его «носителем европейского начала в американской культуре».
Фестиваль предваряет лекция «ЧЕТЫРЕ ГРАНИ ОРСОНА УЭЛЛСА» известного американо-чешского историка кино, исследователя творчества Орсона Уэллса ГАБРИЭЛЯ ПАЛЕЦА. Лекция будет прочитана 29 октября в 15:10 в киноцентре «Родина». Это редкая для Санкт-Петербурга возможность узнать о творчестве Уэллса.
Фестиваль открывается 11 ноября, в 19:00 одним из самых известных фильмов Орсона Уэллса — «Гражданин Кейн» (1941). Успешная карьера на радио и в театре позволили Уэллсу подписать самый необычный в истории Голливуда контракт со студией: режиссер получил полный контроль над созданием своего фильма. Для Голливуда ситуация абсолютно немыслимая! Сюжет фильма основан на истории любовной связи газетного магната Уильяма Рэндольфа Хёрста и актрисы Мэрион Дэвис. Медиамагнат, с именем которого связывают появление термина «жёлтая пресса», не смог выдержать посягательств на историю собственной жизни: он начал настоящую войну против фильма. Фильм пережил бойкот прессы и прокат исключительно в небольших независимых кинотеатрах.
Сегодня фильм режиссера-самоучки стал учебником операторского и повествовательного мастерства; это фильм, которому современный кинематограф обязан искусством нелинейного повествования и использованием новых средств художественной выразительности. Уэллс применял нижние ракурсы съемки, большую глубины резкости, что позволяло держать в фокусе и передний и задний план изображения, широкоугольный объектив, который расширял границы кадра. «Гражданин Кейн» стоит на первом месте в большинстве рейтингов «лучших фильмов всех времен».
«Мистер Аркадин» (1955) — фильм о мистере Аркадине, загадочном, но крайне влиятельном русском, который страдает амнезией и нанимает мелкого контрабандиста, чтобы тот раскопал его прошлое. По словам Уэллса своим характером главный герой был обязан «отчасти Сталину, а отчасти множеству русских, с которыми он был знаком». В настоящий момент сохранилось несколько монтажных версий фильма. На фестивале будет представлена версия, наиболее близкая к задумке режиссера.
«Печать зла» (1958) — фильм в любимом режиссером жанре нуар. Марлен Дитрих исполнила в этом фильме одну из своих лучших ролей в кино. По мнению самого Уэллса, эта роль «вместила в себя все роли, какие Дитрих когда-либо играла». В рамках фестиваля зрители увидят новую версию фильма, перемонтированную и перемикшированную Уолтером Мёрчем в соответствии с замыслом Орсона Уэллса.
В классическом фильме нуар «Леди из Шанхая» (1947) главные роли исполнили Орсон Уэллс и Рита Хейворт, секс-символ Голливуда и жена режиссера. Впервые за свою карьеру Хейворт изменила своему привычному имиджу и превратилась в платиновую блондинку с короткой стрижкой. Режиссерская версия фильма длилась 155 минут, 69 из них были уничтожены по решению продюсеров картины. Один из них, Ричард Уилсон, считал уничтожение этого материала своей самой большой профессиональной ошибкой. «Леди из Шанхая» в прокате прошла крайне неудачно: потребовалось 20 лет для того, чтобы публика и критика признали фильм одной из вершин жанра нуар.
Орсон Уэллс — один из самых интересных интерпретаторов Уильяма Шекспира. Теоретик кино Жиль Делез писал о режиссере: «Его сардонический юмор, мрачный пессимизм и поэтический жар восходят к одному источнику. Уэллс — прямой наследник, кинематографическая реинкарнация Уильяма Шекспира». Фильм «Макбет» (1948) был снят всего за 23 дня при очень скромном бюджете. В картине нет ни одного плана короче 5 минут. Орсон Уэллс считал, что многие строчки из Шекспира пропадают, если произнести их на современном, «очищенном» английском, поэтому актеры произносят классический текст с сильным шотландским акцентом. На фестивале будет представлена редкая архивная копия фильма на пленке 16 мм. Специально для этого беспрецедентного события в киноцентре «Родина» установят новый проектор.
Все фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
В этом году, впервые на русском языке, издательство Rosebud Publishing выпустило книгу Питера Богдановича«Знакомьтесь — Орсон Уэллс». Она состоит из записей бесед двух знаменитых режиссеров. Книга уже в продаже в магазине «Порядок слов».
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
11 ноября, пятница, 19:00
ГРАЖДАНИН КЕЙН / CITIZEN KANE
Орсон Уэллс / США / 1941 / 119'00''
В ролях: Орсон Уэллс, Джозеф Коттен, Дороти Комингор, Джордж Кулурис, Эверетт Слоун, Рэй Коллинз, Агнес Мурхед
История репортера, которому поручено выяснить подробности биографии недавно умершего газетного магната Кейна. Орсон Уэллс показал жизнь одного человека с разных ракурсов — глазами разных людей. Оператором картины был прославленный Грегг Толанд, голливудский мастер, работавший с Джоном Фордом, Говардом Хоуксом, Эриком фон Штрогеймом, Кингом Видором и другими культовыми режиссерами.
12 ноября, суббота, 17:00
МИСТЕР АРКАДИН / MR. ARKADIN
Орсон Уэллс / Франция — Испания — Швейцария / 1955 / 98'00''
В ролях: Орсон Уэллс, Аким Тамирофф, Грегуар Аслан, Патриция Медина, Джек Уотлинг, Миша Ауэр, Петер Ван Эйк, Майкл Редгрейв, Сюзан Флон, Фредерик О'Брэди
Грегори Аркадин — фигура загадочная, чье могущество и богатство окутано тайной. У него есть замок в Испании. Есть дочь, красивая, полная жизни, оберегаемая, словно дочь султана. Аркадин страдает амнезией и нанимает мелкого американского контрабандиста, чтобы тот «раскопал» его прошлое...
12 ноября, суббота, 19:00
ПЕЧАТЬ ЗЛА / TOUCH OF EVIL
Орсон Уэллс / США / 1958 / 112'00''
В ролях: Орсон Уэллс, Чарлтон Хестон, Джанет Ли, Джозеф Каллейа, Аким Тамирофф, Джоэнна Кук Мур, Рэй Коллинз, Деннис Уивер, Валентин де Варгас, Морт Миллз
Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Её оттиск есть и на главных героях этого триллера: в частности, на мексиканском агенте отдела по борьбе с наркотиками Мигеле Варгасе, превращающемся из законопослушного мужа и полицейского в мстительного безумца; на его невинной жене Сьюзен, погруженной преступниками в пучину наркотического транса; на американском полицейском Хэнке Куинлане, продавшем душу дьяволу.
13 ноября, воскресенье, 19:30
ЛЕДИ ИЗ ШАНХАЯ / THE LADY FROM SHANGHAI
Орсон Уэллс / США / 1947 / 87'00''
В ролях: Рита Хейворт, Орсон Уэллс, Эверет Слоун, Гленн Анерс, Тед де Корсия, Эрскин Сэнфорд, Гас Шиллинг, Карл Фрэнк, Луис Мэрилл, Эвелин Эллис
Классический фильм нуар по роману Шервуда Кинга «Если я умру до того как проснусь». Фильм был признан одной из вершин голливудского нуара, а сюрреалистическая перестрелка в зеркальной комнате смеха — «одной из самых эффектных сцен мирового кино».