Новости
06.11.2011
Рязанцы увидели «Гамлета» Эймунтаса Някрошюса с музыкантом в главной роли и огнем и льдом на сцене. Репортаж
В субботний вечер 5 ноября 2011 г. на сцене Рязанского драматического театра разыгрались настоящие шекспировские страсти. Легендарного «Гамлета» в постановке литовца Эймунтаса Някрошюса наконец-то увидели и жители нашего города. Труппа театра Някрошюса «Мено Форте» в Рязани уже второй раз, и если в первый свой приезд она показала рязанцам «Идиота» Достоевского, то на этот раз Някрошюс обратился к классике зарубежной литературы.
Главную роль в постановке играет известный литовский музыкант и актер Андрюс Мамонтовас. В России он почти неизвестен, разве что поклонники Евровидения вспомнят выступление на конкурсе 2006 года группы «LT United», в состав которой входил Андрюс. А в Литве Мамонтовас чуть ли не всенародный любимец. Свое знакомство с творчеством Някрошюса он начал в раннем возрасте. «Я ходил на его спектакли с детства», — рассказал Андрюс в интервью RZN.info. «Вообще, я не планировал заниматься актерским делом, с 15 лет я жил и дышал музыкой», — добавил актер и музыкант. Но однажды Някрошюс пришел на концерт группы Андрюса «Foje», очень популярной в Литве. Так совпало, что режиссер искал актера на главную роль в «Гамлете». «До сих пор не знаю, почему выбор пал именно на меня, — признался Мамонтовас. — Оказывается, дети Эймунтаса слушали мою музыку, да и он сам слушал. А предложение сыграть Гамлета я получил в день своего рождения». Так в 29 лет Андрюс и получил самую желанную роль в актерской среде — роль Гамлета. И вот уже 15 лет спектакль с ним в главной роли с успехом идет во многих театрах мира.
В первом акте Андрюс в роли Гамлета холоден и сдержан. Даже когда он остался без штанов, на его лице не дрогнул ни один мускул. Но когда его дядя Клавдий пытается прикоснуться к нему, принц Датский попросту кусает его за руку. И сходит с ума он на сцене убедительно. Падает на пол, рвет на себе одежду, кричит. Монолог «Быть или не быть» Гамлет произносит, стоя под странного вида люстрой, на которой закреплены свечи и куски льда. Его поочередно то обжигают, то охлаждают горячие или холодные капли.
«Гамлет» глазами Някрюшюса — это не классическая постановка. У него все по-другому, начиная с текста. Многие сцены поменялись местами, некоторых реплик просто нет. А такие герои, как Гильденстерн и Розенкранц, совсем исчезли со сцены. «Это версия самого Эймунтаса», — пояснил Андрюс Мамонтовас. Актер отметил, что спектакль ставили в течение 9 месяцев и каждая деталь отрепетирована до мелочей: «Этот спектакль как швейцарские часы. Даже если что-то идет не так, вы все равно увидите гениальную картинку».
Декораций на сцене нет, не считая железных столов, больше похожих на хирургические, и таких же железных стульев, сделанных будто для пыток. Режиссер намеренно использует только два материала в декорациях — металл и дерево. Да и не декорации главное в спектакле. Четырехчасовое действо на литовском языке захватывает какой-то мрачной атмосферой и почти реальным сумасшествием главных героев.
Режиссер вообще не щадит ни актеров, ни зрителей. В сцене появления тени отца Гамлета публика вначале видит столп водяного пара, который актеры пытаются поразить мечом — от увиденного мурашки по коже. Позже уже актер в образе мертвого короля вручает принцу огромную глыбу льда. Гамлет встает на нее босыми ногами и стоит в течение долго времени. А как еще показать холодную и жестокую тоску главного героя? Някрошюс решил так.
Исполнитель главной роли признался, что после каждого спектакля он опустошен. «Чаще всего я иду спать и не хочу никого видеть», — говорит актер, отмечая огромную разницу между сценой театральной и музыкальной: «После концерта я полон сил и энергии, а после спектакля, особенно после «Гамлета», я выжат как губка, потому что отдал себя всего целиком».
В постановке Някрошюса очень четко прослеживаются различные символы. Например, уже вышеупомянутый лед (вода), похожие на церковные свечи, горячий воск которых актеры капают себе на руки и на лицо. При этом они беззастенчиво громко кричат. Потому что больно. Потому что по-настоящему. То и дело на сцене разгорается огонь — то ли огонь вражды, то ли попытки очищения через пламя. Но ничто не выжжет грехи жителей Датского королевства. И так же неожиданно Гамлет бросает в лицо остальным землю, будто из могилы.
Все герои — не такие, как у Шескпира, Някрошюс жонглирует их характерами. Офелия живет дольше, чем в трагедии Шекспира, Лаэрт появляется в начале и в конце, а Клавдий на сцене превращается в полубезумного мужчину, который постоянно кричит и бьет все, что попадается ему под руку. В этом спектакле, кажется, все по-настоящему. Сходят с ума, умирают, кричат в пустоту. Но конечная точка одна. «Дальше тишина…», — говорит Гамлет — и дальше и впрямь ничего. Только слышно, как капают капли на сцене и как безутешно плачет над телом Гамлета его призрак-отец.
Рязанцы аплодировали стоя. Те, кто смог высидеть долгий шекспировский марафон. Но такое не каждый день случается в Рязани, и не каждый день труппа с мировым именем показывает в нашем городе нетленную трагедию великого писателя.
Главную роль в постановке играет известный литовский музыкант и актер Андрюс Мамонтовас. В России он почти неизвестен, разве что поклонники Евровидения вспомнят выступление на конкурсе 2006 года группы «LT United», в состав которой входил Андрюс. А в Литве Мамонтовас чуть ли не всенародный любимец. Свое знакомство с творчеством Някрошюса он начал в раннем возрасте. «Я ходил на его спектакли с детства», — рассказал Андрюс в интервью RZN.info. «Вообще, я не планировал заниматься актерским делом, с 15 лет я жил и дышал музыкой», — добавил актер и музыкант. Но однажды Някрошюс пришел на концерт группы Андрюса «Foje», очень популярной в Литве. Так совпало, что режиссер искал актера на главную роль в «Гамлете». «До сих пор не знаю, почему выбор пал именно на меня, — признался Мамонтовас. — Оказывается, дети Эймунтаса слушали мою музыку, да и он сам слушал. А предложение сыграть Гамлета я получил в день своего рождения». Так в 29 лет Андрюс и получил самую желанную роль в актерской среде — роль Гамлета. И вот уже 15 лет спектакль с ним в главной роли с успехом идет во многих театрах мира.
В первом акте Андрюс в роли Гамлета холоден и сдержан. Даже когда он остался без штанов, на его лице не дрогнул ни один мускул. Но когда его дядя Клавдий пытается прикоснуться к нему, принц Датский попросту кусает его за руку. И сходит с ума он на сцене убедительно. Падает на пол, рвет на себе одежду, кричит. Монолог «Быть или не быть» Гамлет произносит, стоя под странного вида люстрой, на которой закреплены свечи и куски льда. Его поочередно то обжигают, то охлаждают горячие или холодные капли.
«Гамлет» глазами Някрюшюса — это не классическая постановка. У него все по-другому, начиная с текста. Многие сцены поменялись местами, некоторых реплик просто нет. А такие герои, как Гильденстерн и Розенкранц, совсем исчезли со сцены. «Это версия самого Эймунтаса», — пояснил Андрюс Мамонтовас. Актер отметил, что спектакль ставили в течение 9 месяцев и каждая деталь отрепетирована до мелочей: «Этот спектакль как швейцарские часы. Даже если что-то идет не так, вы все равно увидите гениальную картинку».
Декораций на сцене нет, не считая железных столов, больше похожих на хирургические, и таких же железных стульев, сделанных будто для пыток. Режиссер намеренно использует только два материала в декорациях — металл и дерево. Да и не декорации главное в спектакле. Четырехчасовое действо на литовском языке захватывает какой-то мрачной атмосферой и почти реальным сумасшествием главных героев.
Режиссер вообще не щадит ни актеров, ни зрителей. В сцене появления тени отца Гамлета публика вначале видит столп водяного пара, который актеры пытаются поразить мечом — от увиденного мурашки по коже. Позже уже актер в образе мертвого короля вручает принцу огромную глыбу льда. Гамлет встает на нее босыми ногами и стоит в течение долго времени. А как еще показать холодную и жестокую тоску главного героя? Някрошюс решил так.
Исполнитель главной роли признался, что после каждого спектакля он опустошен. «Чаще всего я иду спать и не хочу никого видеть», — говорит актер, отмечая огромную разницу между сценой театральной и музыкальной: «После концерта я полон сил и энергии, а после спектакля, особенно после «Гамлета», я выжат как губка, потому что отдал себя всего целиком».
В постановке Някрошюса очень четко прослеживаются различные символы. Например, уже вышеупомянутый лед (вода), похожие на церковные свечи, горячий воск которых актеры капают себе на руки и на лицо. При этом они беззастенчиво громко кричат. Потому что больно. Потому что по-настоящему. То и дело на сцене разгорается огонь — то ли огонь вражды, то ли попытки очищения через пламя. Но ничто не выжжет грехи жителей Датского королевства. И так же неожиданно Гамлет бросает в лицо остальным землю, будто из могилы.
Все герои — не такие, как у Шескпира, Някрошюс жонглирует их характерами. Офелия живет дольше, чем в трагедии Шекспира, Лаэрт появляется в начале и в конце, а Клавдий на сцене превращается в полубезумного мужчину, который постоянно кричит и бьет все, что попадается ему под руку. В этом спектакле, кажется, все по-настоящему. Сходят с ума, умирают, кричат в пустоту. Но конечная точка одна. «Дальше тишина…», — говорит Гамлет — и дальше и впрямь ничего. Только слышно, как капают капли на сцене и как безутешно плачет над телом Гамлета его призрак-отец.
Рязанцы аплодировали стоя. Те, кто смог высидеть долгий шекспировский марафон. Но такое не каждый день случается в Рязани, и не каждый день труппа с мировым именем показывает в нашем городе нетленную трагедию великого писателя.