Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
24.11.2011
«Лир» как комедия, или Мир наоборот
...Тут Жизнь задумчиво оглянулась вокруг и тихо произнесла:
«О Человек, ты не слишком-то верен мне!
Ты давно уже любишь меня не так сильно, как говоришь;
я знаю, ты собираешься скоро покинуть меня».


«Спектакль не рекомендован для просмотра лицам моложе 16 лет. В спектакле используется ненормативная лексика», — таким предупреждением встречал корреспондента Пушкин.ру спектакль «Лир» в Театре «Приют комедианта».

Поставленная молодым московским режиссером Константином Богомоловым знаменитая пьеса Шекспира «Король Лир» превратилась в черную комедию, на первый взгляд не имеющую ничего общего с классикой. Новый «Лир» — это сочетание предельной зрелищности, замешанной на агрессивной театральности и острохарактерной гротесковой актерской игре с гэгами и аттракционами, с размышлениями о современном мире и месте человека в этом мире.
«Лир». Режиссер Константин Богомолов

Начинается спектакль так: на сцене в комнате с красными стенами выпивают и закусывают Лир и семейство. Декорации сразу навевают ассоциации с мавзолеем, бункером, камерой пыток... Вообще стены комнаты образуют перспективу, которая оканчивается лифтом — он же обрыв, тюрьма, психбольница, и путь оттуда — либо вверх, либо вниз. Впрочем, сквозь кровавую кладку камней стены хозяева могут просочиться еще и сквозь потайные дверки. Жутковатое зрелище.

Сразу бросается в глаза то, что все женские роли в спектакле играют мужчины, а мужские — женщины. Хотя к концу спектакля понимаешь, что уже неважно, кто какого пола. Ведь в современном мире уже давно все поменялось местами. Актеры в «Лире» — не люди, не персонажи, а знаки стран (СССР, Германия, Япония, Израиль). Таким образом, зритель все три часа наблюдает своеобразный репортаж из XXI века — кратко, под музыку — обо всех грехах века XX. Заслуженная артистка Роза Хайруллина, исполняющая роль Лира, — просто восхитительна и непредсказуема.

«Лир». Режиссер Константин Богомолов

В черной комедии всегда так: все действия кричащие, реплики несуразны и громки. Язык спектакля — организованная мешанина, подсказанная жанром абсурда. Много точных мелочей. Кому-то могут не понравиться некоторые сцены с ненормативной лексикой или провокационными моментами, а кого-то они наведут на мысли о вечном.

В конце хотелось бы ответить на вопрос, почему режиссер выбрал именно Шекспира. Почему действие происходит в двадцатом веке? Почему в России? Все потому, что кровавые игры во власть и с властью во все времена похожи. Да и сюжетов в мировой культуре не так-то много, и они всё повторяются и повторяются в бесконечных вариантах. Такое оно, современное искусство.

Анастасия Дружинина, редакция Пушкин.ру

Источник: Pushkin.ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.