Портрет Шекспира кисти неизвестного художника |
Так, например, головокружение в результате эмоционального потрясения описано в произведениях «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Генрих VI», «Цимбелин» и «Троил и Крессида».
Одышка при сильных эмоциях не менее 11 раз беспокоит героев «Двух Веронцев», «Обесчещенной Лукреции», «Венеры и Адониса» и «Троила и Крессиды».
Весьма часто встречается у Шекспира повышенная утомляемость как результат горя и страдания. Наиболее ярко она описана в произведениях «Гамлет», «Венецианский купец», «Как вам это понравится», «Ричард II» и «Генрих IV».
Нарушения слуха при сильных эмоциях наблюдаются у героев «Короля Иоанна» и «Ричарда II», а нарушения зрения — в произведениях «Много шума из ничего», «Венера и Адонис», «Кориолан» и «Бесплодные усилия любви». В «Короле Лире» встречаются оба этих расстройства.
Также Хитон нашел у классика описание эмоционального потрясения как холода («Ромео и Джульетта») или обморочного состояния ( «Тит Андроник», «Юлий Цезарь», «Бесплодные усилия любви» и «Ричард III»). Также встречаются такие психосоматические проявления как гипо- и гиперестезия (снижение или повышение чувствительности).
При этом у современников Шекспира встречаются лишь единичные упоминания перечисленных нарушений.
На основании полученных данных Хитон сделал вывод, что Шекспир был «исключительно понимающим тело писателем», что помогало ему сделать произведения максимально реалистичными и эмоционально насыщенными.
Учитывая недостаточное внимание многих врачей к весьма распространенным психосоматическим проявлениям и яркость их описания у Шекспира, исследователь порекомендовал медицинским специалистам чаще обращаться к творчеству классика.