Новости
02.01.2012
Театр Метрополитен-опера встретил Новый год барочным попурри
31 декабря 2011 г. театр Метрополитен-опера представил самый необычный проект последних лет — оперу «Волшебный остров» (The Enchanted Island), созданную на музыку композиторов эпохи барокко. В финале прозвучал хор «Прекрасный новый день настает», первоосновой которого послужил хор «Аллилуйя» из оратории Генделя «Иуда Маккавей».
Над «Волшебным островом» изрядно потрудился либреттист и композитор Джереми Сэмс. Он взял за основу либретто пьесы Шекспира «Буря» и «Сон в летнюю ночь», выбрал понравившиеся ему арии и хоры из опер и ораторий Генделя, Вивальди, Рамо и других композиторов и сотворил из этого музыкально-драматическое действо. Так была воплощена в жизнь давняя мечта генерального директора театра Питера Гейбла, которую сценаристу помогли осуществить дирижер Уильям Кристи и режиссер Фелим МакДермотт.
Конечно, при таком подходе легко создать мешанину из мелодий, стилей, характеров. Но, как отмечает обозреватель The New York Times Энтони Томмазини, Джереми Сэмсу удалась стилизация, и в итоге получился вполне приличный, хоть и затянутый спектакль. Либреттист не только подобрал арии для персонажей, но и написал тексты и речитативы. Причем сделал это довольно ловко, благодаря чему не возникает впечатления стилевой разноголосицы, несмотря на заимствования из стольких источников.

Конечно, при таком подходе легко создать мешанину из мелодий, стилей, характеров. Но, как отмечает обозреватель The New York Times Энтони Томмазини, Джереми Сэмсу удалась стилизация, и в итоге получился вполне приличный, хоть и затянутый спектакль. Либреттист не только подобрал арии для персонажей, но и написал тексты и речитативы. Причем сделал это довольно ловко, благодаря чему не возникает впечатления стилевой разноголосицы, несмотря на заимствования из стольких источников.
Поначалу действие разворачивается в соответствии с сюжетом «Бури». Однако волшебница Сикоракс, которая лишь упоминается у Шекспира, решает помешать осуществлению планов Просперо. И вместо корабля принца Фердинанда непогода прибивает к острову судно с поклонниками шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Забавная путаница разрешается благополучным финалом.
В качестве приглашенной звезды выступил Пласидо Доминго, исполнивший партию Нептуна. Сцена в подводном царстве построена на музыке коронационного гимна Генделя Zadok the Priest («Садок-священник»). Эту тему уже использовали в наше время при создании гимна футбольной Лиги чемпионов. В своей арии (на музыку Генделя и Рамо) Нептун оплакивает девственность океана, поруганную человечеством и скорбит о потерях, которые неизбежны в будущем.
В спектакле «Волшебный остров» все заканчивается хорошо. Главное, пишет Энтони Томмазини, не нужно выплачивать гонорар авторам музыки.
В качестве приглашенной звезды выступил Пласидо Доминго, исполнивший партию Нептуна. Сцена в подводном царстве построена на музыке коронационного гимна Генделя Zadok the Priest («Садок-священник»). Эту тему уже использовали в наше время при создании гимна футбольной Лиги чемпионов. В своей арии (на музыку Генделя и Рамо) Нептун оплакивает девственность океана, поруганную человечеством и скорбит о потерях, которые неизбежны в будущем.
В спектакле «Волшебный остров» все заканчивается хорошо. Главное, пишет Энтони Томмазини, не нужно выплачивать гонорар авторам музыки.