Новости
02.01.2012
От Чацкого до короля Лира
Грузия дала миру замечательных режиссеров, актеров. Достаточно назвать Марджанова, Товстоногова, Кикабидзе, Данелию, Абуладзе. Родом из Тифлиса и народный артист СССР Юрий Юровский, который более 30 лет играл на сцене Рижского театра русской драмы. Выступал и в качестве режиссера. Юровский — псевдоним, настоящая фамилия Юрия Ильича — Саруханов. Среди латвийских армян слышал, что по происхождению Саруханов — армянин, но в официальной биографии его называют грузином. Впрочем, не суть важно. Саруханов — человек русской культуры, игравший на русском языке.
Родился Юрий 21 апреля 1894 года в Тифлисе, в семье аптекаря. По вечерам мать рассказывала сказки или читала вслух. Мальчик знал от нее о деде и прадеде — народных сказителях. В 14 лет, будучи гимназистом, на сцене Тифлисского театра русской драмы Юрий увидел «Коварство и любовь» Шиллера. С тех пор старейший в России театр, открытый в 1845 году графом Воронцовым, стал для него и храмом, и аудиторией. Решающую роль в выборе жизненного пути сыграл режиссер Константин Марджанов, который взял Юрия, плохо тогда владевшего русским языком, в группу статистов. Его помощник Петров на титульном тексте первой роли Саруханова почему-то написал «Юрию Юровском». Так Георгий Саруханов стал артистом русского театра Юрием Юровским.
Летом 1914 года Юровский отправился на первые гастроли. Они проходили на территории нынешней Донецкой области, в городе Славянске. Но вскоре началась Первая мировая война, труппа была распущена, актеры разбрелись в поисках пропитания. Юровского пригласили в Екатеринбург. Он отправился туда с маленьким узелком, где лежали томик Пушкина и две рубашки. Роли были маленькие, похожие друг на друга. Он вел учет сыгранному и записывал: «За сезон сыграно 116 лакеев и прочих застенчивых людей». На следующий сезон оказался в Пензе, потом — в Ростове-на-Дону, где познакомился с замечательной актрисой Еленой Полевицкой, пока что в качестве актера второго плана.
А уже летом 1917 года в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) состоялась вторая встреча с Полевицкой, на сей раз — в качестве равноправных партнеров по сцене. Этой встрече было суждено сыграть важную роль в жизни Юровского.
В начале 1919 года знакомая актриса приглашает Юрия в Харьков — в труппу Синельникова. Он отвечает согласием и через несколько дней получает письмо от Синельникова с предложением работать. Весной 1919 года Юровский выехал в Харьков. Первая роль — Шаховского в пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». На первой репетиции Юровский–Шаховский очень эффектно появлялся на сцене, перескочив через какой-то забор и растолкав толпу бояр.
Синельникову понравился дебют актера. Да и Юровскому интересно было работать в театральном городе с таким мастером-режиссером, каким являлся Синельников. Он готовился к длительному сотрудничеству. За вторую половину 1919 года сыграл запоминающиеся роли: графа Альмавиву («Женитьба Фигаро»), Клеанта («Мнимый больной»), Курта («Дурак»), Жадова («Доходное место»). Но политика, от которой актер был далек, вмешивалась в реальность. В Харькове стояли деникинцы. На спектаклях офицеры стреляли в люстры. Юровского должны были призвать в деникинскую армию. Защитить актеров не мог и Синельников, который сам был на заметке у беляков. Чтобы уклониться от призыва, Юровский обратился в Совет грузинской колонии в Харькове и в октябре получил удостоверение, позволявшее ему, как грузину, избежать призыва в русскую армию. Угроза призыва уменьшилась, но не исчезла.
Именно в этот момент он получил приглашение Полевицкой из Севастополя вступить в ее труппу. В конце октября Юровский тайно выехал из Харькова. Но и в Севастополе не повезло — там тоже уже были деникинцы. Спектакли шли редко. Полевицкая получает приглашение на гастроли в Болгарию. 20 мая 1920 года Юровский вместе с ней и труппой на пароходе отплывает в Болгарию. Среди самых известных ролей, сыгранных на софийской сцене, болгарский революционер Инсаров из тургеневского «Накануне». Полевицкая играла Елену Стахову.
Материальные проблемы вскоре вынудили ее с мужем — немецким режиссером Шмидтом — выехать в Германию. Юровский поехал с ними. Три года с театром гастролировал по городам Германии и Чехословакии. Спектакли русской труппы проходили в помещении «Немецкого театра» и собирали много зрителей.
В 1924 году Полевицкая снова меняет страну — уезжает на гастроли в СССР. Юровский решил восстановить связь с коллегами из театра Синельникова, которые работали в Риге. Получив письмо от Мельниковой и предложение от известной русской актрисы Рощиной–Инсаровой работать в создаваемом ею театре, он тут же выехал на берега Даугавы. Так с ноября 1924 года его жизнь и творчество стали неразрывно связаны с русским театром в Латвии.
Василий Иванович Качалов, высоко ценивший Юровского и игравший с ним в рижских спектаклях, писал, что тот имеет «в достаточной мере то, что Станиславский называл высшим артистическим даром, отпущенным природой, — огромное сценическое обаяние».
«Приезд в Ригу ознаменовал новый этап жизни и творчества, этап мужания таланта, роста мастерства, творческих возможностей и приход славы как закономерного итога пройденного» — пишет о Юровском критик. Готовя роль Чацкого в сезоне 1935–1936 годов, чтобы войти в образ героя, Юрий Ильич читает письма Грибоедова, стихи Рылеева, сочинения Радищева.
В середине 40-х годов Юровский выступил и в качестве режиссера. Ставит «Скутаревского» Леонова, «Платона Кречета» Корнейчука, «Таню» Арбузова. Интерес к режиссуре заставил его поступить в ГИТИС на режиссерские курсы Юрия Завадского. Он ставил спектакли и в русском, и в латышском театрах, а в 1936–1941 годах — и в Национальном оперном театре Латвии.
Послевоенные годы стали для Юровского временем Шекспира, временем высоких страстей и размышлений. Его Макбет и король Лир, сыгранные на закате жизни, — попытка подвести итоги прожитого и передуманного.
Люди старшего поколения помнят фильм Григория Александрова «Встреча на Эльбе» (1949). Благородный немецкий интеллигент профессор Отто Дитрих, ненавидевший фашизм, но отвергающий и коммунизм, надолго запомнился даже тем, кто не пытался вникать в сложную ломку сознания героя. Для Юровского роль Отто Дитриха была первой в кино. Народный артист СССР Григорий Александров пригласил его на съемки после того, как увидел в спектакле Рижского русского драматического театра «Кремлевские куранты» в роли инженера Забелина. Юровский получил признание на «Мосфильме», и к концу съемок фильма «Встреча на Эльбе» другой выдающийся кинорежиссер «Мосфильма», народный артист СССР Всеволод Пудовкин, пригласил его на главную роль в своем фильме «Жуковский», посвященном «отцу русской авиации». И хотя две другие роли в кино — кулака Кикрейзиса («К новому берегу») и графа Вильегорского («Глинка») — были менее заметными, Юровский оставил свой след в кинематографе.
Не случайно в 1950 и 1951 годах он был удостоен Сталинской премии — за работы в театре и кино. А в 1956 году, во время декады латвийского искусства в Москве, ему присвоили звание народного артиста СССР.
Артист умер 30 декабря 1959 года, на 65-м году. За сценическую жизнь он поставил около 100 спектаклей, сыграл сотни пьес — от Чацкого и короля Лира до Тевье-молочника.
Кадр из фильма «Жуковский»
«7 секретов «, № 52.
Родился Юрий 21 апреля 1894 года в Тифлисе, в семье аптекаря. По вечерам мать рассказывала сказки или читала вслух. Мальчик знал от нее о деде и прадеде — народных сказителях. В 14 лет, будучи гимназистом, на сцене Тифлисского театра русской драмы Юрий увидел «Коварство и любовь» Шиллера. С тех пор старейший в России театр, открытый в 1845 году графом Воронцовым, стал для него и храмом, и аудиторией. Решающую роль в выборе жизненного пути сыграл режиссер Константин Марджанов, который взял Юрия, плохо тогда владевшего русским языком, в группу статистов. Его помощник Петров на титульном тексте первой роли Саруханова почему-то написал «Юрию Юровском». Так Георгий Саруханов стал артистом русского театра Юрием Юровским.
Летом 1914 года Юровский отправился на первые гастроли. Они проходили на территории нынешней Донецкой области, в городе Славянске. Но вскоре началась Первая мировая война, труппа была распущена, актеры разбрелись в поисках пропитания. Юровского пригласили в Екатеринбург. Он отправился туда с маленьким узелком, где лежали томик Пушкина и две рубашки. Роли были маленькие, похожие друг на друга. Он вел учет сыгранному и записывал: «За сезон сыграно 116 лакеев и прочих застенчивых людей». На следующий сезон оказался в Пензе, потом — в Ростове-на-Дону, где познакомился с замечательной актрисой Еленой Полевицкой, пока что в качестве актера второго плана.
А уже летом 1917 года в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) состоялась вторая встреча с Полевицкой, на сей раз — в качестве равноправных партнеров по сцене. Этой встрече было суждено сыграть важную роль в жизни Юровского.
В начале 1919 года знакомая актриса приглашает Юрия в Харьков — в труппу Синельникова. Он отвечает согласием и через несколько дней получает письмо от Синельникова с предложением работать. Весной 1919 года Юровский выехал в Харьков. Первая роль — Шаховского в пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». На первой репетиции Юровский–Шаховский очень эффектно появлялся на сцене, перескочив через какой-то забор и растолкав толпу бояр.
Синельникову понравился дебют актера. Да и Юровскому интересно было работать в театральном городе с таким мастером-режиссером, каким являлся Синельников. Он готовился к длительному сотрудничеству. За вторую половину 1919 года сыграл запоминающиеся роли: графа Альмавиву («Женитьба Фигаро»), Клеанта («Мнимый больной»), Курта («Дурак»), Жадова («Доходное место»). Но политика, от которой актер был далек, вмешивалась в реальность. В Харькове стояли деникинцы. На спектаклях офицеры стреляли в люстры. Юровского должны были призвать в деникинскую армию. Защитить актеров не мог и Синельников, который сам был на заметке у беляков. Чтобы уклониться от призыва, Юровский обратился в Совет грузинской колонии в Харькове и в октябре получил удостоверение, позволявшее ему, как грузину, избежать призыва в русскую армию. Угроза призыва уменьшилась, но не исчезла.
Именно в этот момент он получил приглашение Полевицкой из Севастополя вступить в ее труппу. В конце октября Юровский тайно выехал из Харькова. Но и в Севастополе не повезло — там тоже уже были деникинцы. Спектакли шли редко. Полевицкая получает приглашение на гастроли в Болгарию. 20 мая 1920 года Юровский вместе с ней и труппой на пароходе отплывает в Болгарию. Среди самых известных ролей, сыгранных на софийской сцене, болгарский революционер Инсаров из тургеневского «Накануне». Полевицкая играла Елену Стахову.
Материальные проблемы вскоре вынудили ее с мужем — немецким режиссером Шмидтом — выехать в Германию. Юровский поехал с ними. Три года с театром гастролировал по городам Германии и Чехословакии. Спектакли русской труппы проходили в помещении «Немецкого театра» и собирали много зрителей.
В 1924 году Полевицкая снова меняет страну — уезжает на гастроли в СССР. Юровский решил восстановить связь с коллегами из театра Синельникова, которые работали в Риге. Получив письмо от Мельниковой и предложение от известной русской актрисы Рощиной–Инсаровой работать в создаваемом ею театре, он тут же выехал на берега Даугавы. Так с ноября 1924 года его жизнь и творчество стали неразрывно связаны с русским театром в Латвии.
Василий Иванович Качалов, высоко ценивший Юровского и игравший с ним в рижских спектаклях, писал, что тот имеет «в достаточной мере то, что Станиславский называл высшим артистическим даром, отпущенным природой, — огромное сценическое обаяние».
«Приезд в Ригу ознаменовал новый этап жизни и творчества, этап мужания таланта, роста мастерства, творческих возможностей и приход славы как закономерного итога пройденного» — пишет о Юровском критик. Готовя роль Чацкого в сезоне 1935–1936 годов, чтобы войти в образ героя, Юрий Ильич читает письма Грибоедова, стихи Рылеева, сочинения Радищева.
В середине 40-х годов Юровский выступил и в качестве режиссера. Ставит «Скутаревского» Леонова, «Платона Кречета» Корнейчука, «Таню» Арбузова. Интерес к режиссуре заставил его поступить в ГИТИС на режиссерские курсы Юрия Завадского. Он ставил спектакли и в русском, и в латышском театрах, а в 1936–1941 годах — и в Национальном оперном театре Латвии.
Послевоенные годы стали для Юровского временем Шекспира, временем высоких страстей и размышлений. Его Макбет и король Лир, сыгранные на закате жизни, — попытка подвести итоги прожитого и передуманного.
Люди старшего поколения помнят фильм Григория Александрова «Встреча на Эльбе» (1949). Благородный немецкий интеллигент профессор Отто Дитрих, ненавидевший фашизм, но отвергающий и коммунизм, надолго запомнился даже тем, кто не пытался вникать в сложную ломку сознания героя. Для Юровского роль Отто Дитриха была первой в кино. Народный артист СССР Григорий Александров пригласил его на съемки после того, как увидел в спектакле Рижского русского драматического театра «Кремлевские куранты» в роли инженера Забелина. Юровский получил признание на «Мосфильме», и к концу съемок фильма «Встреча на Эльбе» другой выдающийся кинорежиссер «Мосфильма», народный артист СССР Всеволод Пудовкин, пригласил его на главную роль в своем фильме «Жуковский», посвященном «отцу русской авиации». И хотя две другие роли в кино — кулака Кикрейзиса («К новому берегу») и графа Вильегорского («Глинка») — были менее заметными, Юровский оставил свой след в кинематографе.
Не случайно в 1950 и 1951 годах он был удостоен Сталинской премии — за работы в театре и кино. А в 1956 году, во время декады латвийского искусства в Москве, ему присвоили звание народного артиста СССР.
Артист умер 30 декабря 1959 года, на 65-м году. За сценическую жизнь он поставил около 100 спектаклей, сыграл сотни пьес — от Чацкого и короля Лира до Тевье-молочника.
Кадр из фильма «Жуковский»
«7 секретов «, № 52.