Новости
26.12.2011
Вадим Леванов шёл впереди театра
В Тольятти на 45 году жизни умер драматург, прозаик и сценарист Вадим Леванов — постоянный участник фестиваля «Новая драма», автор более 30 пьес и киносценариев, в том числе сериала «Школа» Валерии Гай Германики. О Вадиме Леванове — обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.
Смерть несвоевременная, несправедливая. Все знали, что он тяжело болел, но все равно 44 года — не возраст, тем более только в последние годы его пьесы начали ставить самые известные театры России. В Александринском театре Валерий Фокин поставил пьесу Леванова о Ксении Петербуржской, самой почитаемой святой в Северной столице, а актриса, сыгравшая главную роль в этом спектакле, была номинирована на «Золотую маску». В списке многих премий этого национального театрального конкурса нет награды за лучшую пьесу, но если была бы, конечно, Леванов мог бы ее получить. Кстати, Леванову позже Валерий Фокин заказал новую версию шекспировского «Гамлета» — и Леванов эту работу сделал. «Гамлет» Леванова вышел жестким, современным и таким, что люди, хорошо знающие эту трагедию, смотрели на сцену в напряжении, не зная, чем же это может закончиться. Закончилось, как у Шекспира — Гамлет умирает. И Вадим Леванов — тоже умер.
И как в классической трагедии, зная, что смерть неизбежна, страдаешь от несправедливости судьбы. Как многие его земляки, Леванов, конечно, тоже мог в какой-то момент переехать из Тольятти в Москву, устроиться в столице, но оставался на родине, где много лет назад собрал вокруг себя группу единомышленников и стал фактически отцом тольяттинской школы новой драмы. Многие нынешние знаменитые драматурги вышли из этого клуба под названием «Голосова-20», печатались в альманахах «Майские чтения». Как всякий настоящий и крупный драматург, Леванов шел впереди театра. Его последняя написанная пьеса про Салтычиху не раз читалась на разных фестивалях и лабораториях новой драмы, но вывести на сцену эту садистку, во многом, кстати, предвосхитившую и воплотившую в жизнь идеи маркиза де Сада, до сих пор ни один театр в России не отважился. Очень часто, прощаясь с человеком, говорят банальности. Их не избежать. Но вот в августе этого года в Москве прошла выставка, посвященная юбилею АвтоВАЗа. И всем понятно, что Тольятти — город «Жигулей» и «Лад», но Ольга Свиблова среди других знаменитостей города решила повесить и фотографию Леванова. Для людей театральных Тольятти — еще и город новой драматургии, которая родилась там и выросла благодаря Вадику Леванову. Спасибо ему за это.
![]() |
И как в классической трагедии, зная, что смерть неизбежна, страдаешь от несправедливости судьбы. Как многие его земляки, Леванов, конечно, тоже мог в какой-то момент переехать из Тольятти в Москву, устроиться в столице, но оставался на родине, где много лет назад собрал вокруг себя группу единомышленников и стал фактически отцом тольяттинской школы новой драмы. Многие нынешние знаменитые драматурги вышли из этого клуба под названием «Голосова-20», печатались в альманахах «Майские чтения». Как всякий настоящий и крупный драматург, Леванов шел впереди театра. Его последняя написанная пьеса про Салтычиху не раз читалась на разных фестивалях и лабораториях новой драмы, но вывести на сцену эту садистку, во многом, кстати, предвосхитившую и воплотившую в жизнь идеи маркиза де Сада, до сих пор ни один театр в России не отважился. Очень часто, прощаясь с человеком, говорят банальности. Их не избежать. Но вот в августе этого года в Москве прошла выставка, посвященная юбилею АвтоВАЗа. И всем понятно, что Тольятти — город «Жигулей» и «Лад», но Ольга Свиблова среди других знаменитостей города решила повесить и фотографию Леванова. Для людей театральных Тольятти — еще и город новой драматургии, которая родилась там и выросла благодаря Вадику Леванову. Спасибо ему за это.