Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.12.2011
Деликатная безучастность

Лев Дуров отметил юбилей «Бурей» Шекспира

Премьера театр

Просперо (Лев Дуров) присутствует на сцене не так уж часто, уступая подмостки актерам, отвечающим за зрелищность
Просперо (Лев Дуров) присутствует на сцене не так уж часто, уступая подмостки актерам, отвечающим за зрелищность
Московский театр на Малой Бронной отметил юбилей Льва Дурова премьерой спектакля по последней пьесе Уильяма Шекспира «Буря» — в день своего 80-летия знаменитый актер вышел на сцену в роли волшебника Просперо. Комментирует РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Лет уже больше десяти тому назад я видел спектакль Роберта Уилсона «Полет над океаном» в театре «Берлинер ансамбль». В том спектакле участвовал ныне покойный великий немецкий актер Бернхард Минетти. Ему тогда было уже очень много лет, говорили, что он плохо ходит и не может твердо выучить текст. Но старик по-прежнему любил сцену и хотел новых встреч со зрителями. И зрители по-прежнему хотели его видеть. Мудрый, чуткий Уилсон дал ему небольшую роль — Минетти играл Туман, природную стихию, которая по воле Брехта стала персонажем пьесы и произносила красивый монолог. Когда на сцене зажигался свет, Минетти уже сидел в кресле. Его голос звучал в записи — густой, красивый старческий голос разносился над публикой, а сам актер внимательно смотрел на оцепеневший зрительный зал, выразительно молчал и лишь несколько раз медленно поднял руки, жестом обняв пространство. Уилсон словно на наших глазах отделил тело от голоса, бренную земную субстанцию от неосязаемого вечного — и это было незабываемо. Сам спектакль вовсе не был шедевром, но именно благодаря эпизоду Минетти он помнится до сих пор и не забудется никогда.

Уилсон, увы, один такой, и взять его неоткуда. «Буря» поставлена к 80-летию народного артиста Льва Дурова. Юбиляр сам выбирал для себя пьесу и роль, и ставил спектакль, судя по программке, тоже сам, вместе с Игорем Древалевым. Поздравить уважаемого мастера пришел министр культуры, но поблизости не нашлось режиссера, который мог бы сделать так, чтобы получилось все-таки художественное произведение, а не акт милосердия.

Роль волшебника Просперо в «Буре», безусловно, главная, но герой присутствует на сцене не так уж часто. К тому же в роли не слишком много физического действия — то есть его можно напридумывать и много, но вполне возможно обойтись и малым, сыграв не характер, но тему. Лев Дуров мало ходит, предпочитая присесть в кресло, и существует как бы отдельно от всего.

Шекспировский спектакль постарались сделать зрелищным — актеры катают по сцене огромный деревянный корабль (художник Станислав Морозов), при необходимости сменить место действия разделяющийся на половинки, персонажи наряжены в бесстильно-лоскутные, якобы исторические костюмы. Из ролей по большому счету запоминается только Тринкуло, вкусно сыгранный Екатериной Дуровой — шекспировский шут здесь оказывается неунывающей и разбитной теткой.

Почти неподвижный и работающий с подзвучкой Просперо действительно выгодно отличается от всего, что происходит вокруг. Отличается он и от тех Просперо, что появились на московских сценах в последнее время: и Александр Калягин в спектакле Роберта Стуруа, и Игорь Ясулович в спектакле Деклана Доннеллана, будто сговорившись, добавили в роль изрядную долю острой мстительности: их герои вовсе не были отрешенными мудрецами, они жаждали реванша и наказания своих обидчиков. Можно было бы сказать, что Лев Дуров вернул Просперо репутацию отрешенного от реальности волшебника — этот старик с живописными седыми волосами до плеч может осерчать и даже закричать, но совершить что-то самостоятельное или повлиять на ход событий он уже не в силах. Впрочем, лучше не разбираться, что в этом персонаже рождено сознательным постановочным замыслом, а что есть вынужденное следствие физических данностей. И вообще — речь в данном случае нужно вести не о неудавшейся «Буре», а о том, как же мало смелости, элегантности и таланта способны у нас мобилизовать при разрешении деликатных театральных ситуаций.

Московский театр на Малой Бронной отметил юбилей Льва Дурова премьерой спектакля по последней пьесе Уильяма Шекспира «Буря»

Московский театр на Малой Бронной отметил юбилей Льва Дурова премьерой спектакля по последней пьесе Уильяма Шекспира «Буря»

Московский театр на Малой Бронной отметил юбилей Льва Дурова премьерой спектакля по последней пьесе Уильяма Шекспира «Буря»


Фото: Михаил Гутерман / Коммерсантъ

Роман Должанский

Источник
: Газета «Коммерсантъ» №242/П (4783)
от 26.12.2011 г.

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.