Проект создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
Новости
05.01.2012
«Хаста гонъюль» собрал в Азербайджане аншлаг
АКМЕСДЖИТ/СИМФЕРОПОЛЬ (QHA) — С 19 по 24 декабря 2011 г. труппа Крымско-татарского академического музыкально-драматического театра находилась на гастролях в Азербайджане, где состоялись премьерные показы спектакля «Хаста гонъюль» по пьесе азербайджанского писателя Эльчина Эфендиева «Шекспир».
Спектакль два раза был показан на сцене Азербайджанского государственного академического национального драматического театра в Баку, один раз — в Сумгайыте.
По словам художественного руководителя театра Биляла Билялова, постановку приняли очень хорошо, на всех показах был аншлаг. На премьере присутствовал и сам автор пьесы, народный писатель Азербайджана и заместитель премьер-министра Азербайджана Эльчин Эфендиев. По словам режиссера спектакля «Хаста гонъюль» Рината Бекташева, Эльчину очень понравилась постановка, и он назвал ее лучшей из всех спектаклей, поставленных по его пьесе.
Крымскую делегацию в Азербайджане возглавлял председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа Ремзи Ильясов. Он провел встречи с вице-премьер-министром Азербайджана, с деятелями культуры.
В спектакле играют артисты Крымско-татарского театра Фатма Асанова, Дилявер Сеттаров, Марлен Османов, Лемара Джелилова, Эльдар Джелилов, Рефат Сеит-Аблаев, Гульнара Планджиева. Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Ринат Бекташев.
Герои постановки — обитатели психиатрической больницы и обслуживающие их медики. Все они ведут однообразное монотонное существование, где каждый живет в своем мире, а явившийся на землю пришелец из другой галактики удивляется тому, что земляне всегда думают одно, а говорят совсем другое. Глубинный смысл произведения Эльчина Эфендиева заключается в том, чтобы научить людей любить, доверять друг другу, сохранять в любых условиях честь и достоинство. Автор также подспудно призывает обратиться к нематериальному, духовному началу человеческого бытия, а не к низменному и ограниченному.
Автор подводит к мысли, что все бренно, кроме таланта и искусства, воспевающего любовь и приносящего человеку бессмертие. Так, кульминационной точкой произведения становится сцена, где инопланетянин вместе с одной из обитательниц клиники показывает сценку из шекспировской «Ромео и Джульетты».
Действие разворачивается в психиатрической больнице, где психически нездоровые люди воображают из себя — один — Иосифа Сталина, который раскаивается в своих злодеяниях, другая — прославленную французскую актрису Сару Бернар, мечтающую исполнить роль Джульетты в театре.
Душевно больные живут в своем мире, в котором они счастливы, но врач и санитар пытаются вернуть их к реальности, заставляя принимать таблетки и замолчать. Ключевой ролью также является роль главврача психбольницы, который после 18 лет работы с душевно больными, мечтает стать одним из них, чтобы не знать проблем и забот. Здесь происходит конфликт между двумя мирами: реальным — циничным и жестоким, а также воображаемым — чистым, полным мечтаний и надежд. В душе главврач тихо завидует своим пациентам, за то, что они вольны говорить то, что хотят.
Внутренний конфликт главврача усиливается с появлением в больнице «пришельца из планеты Вандерпрандель», который умеет читать мысли людей и поражается, что люди «говорят, что любят, а сами ненавидят, говорят красиво, а считают уродливым». Познакомившись с Сарой Бернар, он сразу же в нее влюбляется, у них появляются взаимные чувства. Они мечтают улететь на другую планету, убежать, чтобы сохранить свою любовь и веру в свой мир.
Режиссер спектакля Ринат Бекташев использует интересные спецэффекты в спектакле «Хаста гонъюль»: здесь луна опускается в руки больных, звезды загораются на теле пришельца и уносят его в млечный путь…