Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
01.02.2012
Файнс, одержимый Шекспиром

Файнс, одержимый Шекспиром

В российский прокат вышла дебютная режиссерская работа блистательного английского актера Рэйфа Файнса «Кориолан» по Шекспиру. Он же исполнил главную роль в этой необычной экранизации, где действие перенесено из Древнего Рима в современную Европу. Любя Россию и русскую культуру, Файнс прибыл в Москву и дал эксклюзивное интервью «Трибуне».

Италия, наши дни. Крупный полководец Кай Марций, прозванный за смелость и отвагу Кориоланом, становится консулом Рима. Завистливые политики, которым неудобен честный герой войны, настраивают народ против Марция. Вследствие интриг Кориолан изгнан из города. Униженный и раздавленный Кай Марций охвачен жаждой мести. Для этого он объединяется с бывшим врагом — предводителем армии вольсков Туллом.

Мощная режиссура, незаурядное решение, открытая экспрессия фильма никак не обнаруживают в авторе дебютанта. Сам Файнс признается, что картина далась ему большим трудом. Много времени заняли поиски финансирования. В итоге часть денег нашли в Сербии. Другую часть — в Великобритании.

Как вы думаете, почему пьесы Шекспира, написанные сотни лет назад, до сих пор звучат актуально? Он уникальный автор или же человечество не выносит уроков из собственных ошибок?

— Шекспир для меня — это, прежде всего, высокие амбиции. Он был необыкновенно внимателен к человеческой личности, предвидел поступки людей и их психологию. Удивительно, но это и сейчас работает.

Никогда еще не было в английской литературе такого писателя, который бы так глубоко погружался в человеческое сознание и настолько владел красивым словом. Порой я мечтаю вернуться во времена королевы Елизаветы, чтобы посмотреть, какой тогда был быт и как актеры играли. Думаю, они играли по-другому. К тому же женщин среди них не было, все женские роли играли юноши с тонкими голосами, а зрители в основном стояли в партере, ели, пили вино, которое тут же продавали торговцы, и если им что-то не нравилось в игре актеров, то забрасывали их тухлыми яйцами, помидорами и так далее. Поэтому тогда актерам надо было иметь большое мужество, чтобы выступать перед праздной толпой. Это не то что сейчас, при абсолютной тишине.

— Почему для режиссерского дебюта вы выбрали столь сложное произведение?

— Еще будучи студентом, я был одержим пьесами Шекспира. А Кориолана играл 12 лет назад в театре. Я чувствую мощь этого произведения, его проблематику. Дело в том, что принято считать Кориолана злодеем. А я его никогда не считал таковым. Я воспринимаю его как солдата, сильного воина, истинное призвание которого — военные сражения, отвага в бою. Но при этом, по-моему, он похож на мальчика в теле взрослого мужчины. Поэтому в финале фильма он превращается в маленького мальчика. Это по-настоящему трагичный персонаж в трагическом обществе, которое не ценит своих героев и защитников. В театре эту пьесу очень редко ставят, потому что пространство сцены не располагает к военным баталиям. Другое дело кино, здесь открывается большой простор и в плане фактуры, и в плане мощного видеоряда.

— Английская театральная школа очень самобытна и имеет свои традиции. Сегодня английских актеров, как и футболистов, активно приглашают работать в другие страны, в частности в Америку. Не приводит ли подобная практика к размыванию собственных устоев?

— Да, у нас очень сильная школа, хорошие традиции, но в последнее время это стало звучать как бы старомодно. Голливуд, американская школа — вот что сейчас на волне. Однако на самом деле в Англии очень тонкое, волнующее, интересное кино. Постоянно появляются новые писатели, режиссеры с новым видением — все это пересекается с культурными тенденциями. У нас очень мощные актеры и режиссеры, много громких имен в английском театре. И, без сомнения, английская школа может многим дать фору. При этом кино социально направленное, это наша «фишка», «козырь» — это очень сильный тренд, свойственный английскому кинематографу. Вот, например, такие имена, как Андреа Арнольд и Кен Лоуч, — вошли в историю. И я тоже иду по этой дорожке. Где бы я ни снимался, стараюсь об этом помнить и соответствовать нашему наследию. При этом у меня хорошие дружеские отношения с Голливудом. Мы делимся своими секретами, и они это очень ценят. Голливуд любит талантливых актеров из Англии и поэтому часто приглашает на съемки. Так что у нас прямая связь.

Беседовала Мария Безрук

Источник
: «Трибуна» (г. Москва)

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.