19 апреля 2012 г. в «Литературном приложении к Таймс» опубликована статья специалистов по английской литературе раннего Нового времени, оксфордских профессоров Лори Магуайр (Laurie Maguire) и Эммы Смит (Emma Smith).Начав с анализа несоответствий в сценических ремарках и очевидных нарушений целостности реплик в пьесе Шекспира «Все хорошо, что хорошо кончается» (по изданию первого Фолио), авторы проводят более детальное стиховедческое исследование пьесы. Результаты, в частности, показывают, что процент так называемых «рифмованных двустиший» (rhyming couplets) в пьесе гораздо выше (19% текста), чем обычно у Шекспира (около 5% в пьесах 1600-х годов). Также внимание Магуайр и Смит привлекает редкое имя персонажа «Спурио», в дальнейшем (традиционная датировка шекспировской пьесы — 1604–1607) появляющееся в «Трагедии мстителя» Томаса Мидлтона.
Томас Мидлтон |
Опираясь на доказанный факт, что в 1606–1607 Шекспир и Мидлтон совместно работали над «Тимоном Афинским» (так считает большинство современных исследователей, прежде всего Джон Джоуэтт (John Jowett) в Оксфордском издании «Тимона Афинского» и Брайан Викерс в монографии “Shakespeare, Co-author”), Магуайр и Смит предлагают считать «Все хорошо, что хорошо кончается» написанной теми же авторами примерно в то же время. Сдвиг датировки позволяет отдалить «Все хорошо…» от «проблемных пьес» Шекспира и приблизить к поздним трагикомедиям.
Магуайр и Смит выдвигают предположения, какие именно части текста могли быть написаны Мидлтоном или с его участием (учитывая частотность характерных для Мидлтона сокращений, стилистических приемов, редких слов типа “ruttish”, зафиксированных только в пьесе Мидлтона, и пр.). Атрибуция была бы невозможной, если бы эта работа не была уже проделана редакторской группой оксфордского издания пьес Мидлтона под руководством Гэри Тейлора и с участием того же Джона Джоуэтта.
Подробнее о Лори Магуайр и ее научных трудах — на сайте автора.
Фрагменты из интервью авторов статьи — на сайте BBC.
В. С. Макаров
Изображение: Wikipedia
Источник: БД «Современники Шекспира»