Театралам показали самый короткий спектакль
Мочат конкретно и в настоящий момент силами студентов из Швейцарии. А точнее Бернского института искусств, который на международный фестиваль театральных школ «Твой шанс» представляет самый короткий спектакль — «Гамлет — проект». Его хронометраж — 30 минут. С первого показа в Центре на Страстном передает обозреватель «МК».
А самый ли это короткий «Гамлет» в истории мирового театра? — думаю я, переступая порог Страстного. Вижу тут же главного специалиста по Шекспиру — профессора ГИТИСа Алексея Бартошевича. Ну уж он то точно должен знать.
— Итак, Алексей Вадимович[1], вы, пересмотревший всего Шекспира в разных уголках Земли, видели короче трагедию «Гамлет»? — спрашиваю его, особо не рассчитывая на оригинальный ответ. А он:
— Представьте себе, был. «Гамлет» шел 15 минут и поставил его Том Стоппард. — отвечает профессор. — Это было... сейчас припомню — годах в 70-х. Пародия и смешная весьма.
— Ну а самого длинного принца Датского помните? И был ли такой?
— Да, в начале двадцатого века играли в Лондоне постановку два дня. Шекспир — слово в слово, подробно, медленно...
Мнение такого эксперта неоценимо, могу представить как ему в тысячный раз сложно смотреть трагедию Шекспира, где Гамлет, призрак папы и «слова, слова... а дальше — тишина». Что же показали студенты из Берна? На первый взгляд — вода, таз и кто-то в трусах в углу. Именно это видят 50 зрителей, попавшие непосредственно на сцену Страстного — «Гамлет-проект» играют прямо на сцене, у ног зрителя. Два парня и две барышни застыли в ожидании, пока зрители рассядутся. И начинают в четыре голоса петь:
— Он умер, леди, он умер ( и так несколько раз).
Титры бегут по экрану. С потолка капает вода. Слева бутылки — к ним время от времени прикладывается одна из девушек: глотнет — рыгнет, рыгнет — глотнет. Рядом с ней другая, с видом располневшей балерины — потому что в пачке. В кресле развалился худой парень с придурковатым видом (может принц, лишившийся рассудка на почве вероломства дяди и мамы?). И наконец еще один, очень похожий на артиста Федора Добронравова, если его загримировать под Пушкина. Такая нелепая компашка, в которой не разобрать — кто есть кто.
Но по ходу дела понимаешь, что это две пары — Гамлет и Офелия. Текст — вольный, импровизация на тему Гамлета в связи с возлюбленной. Причем последняя судя по ее репликам, работает сразу за нескольких героев. Но поскольку наизусть Вильяма нашего Шекспира я не помню, то предпочла смотреть, а не разгадывать кроссворд, сделанный из классика английской литературы режиссером Томасом Флаксом.
За полчаса бернские пары в агрессивной манере выясняли отношения (кто есть труп и кто кем питается — это о смерти Полония), а Офелия, как водится, топилась. Делала она это в детском оцинкованном корыте: сама макалась с головой, а потом Гамлет в трусах ее макал. И сам, сложившись на манер эмбриона пытается в корыте свести счеты с жизнью. В результате его разбивает радикулит и он вопит противным голосом: «По-я-сни-цааа»...
Этот концептуальный бред актеры играли честно и отчаянно. Местами циничный юмор, местами скучновато. Главное достоинство спектакля — его краткость, увы, оказавшаяся не сродни таланту. А я вспомнила пьесу «Весь Шекспир», которую в начале 90-х была весьма популярна в мире. Ее написали студенты Кембриджа. За час сценического действия Шекспир пролетал с просвистом: «Ромео и Джульетта» — 2 минуты, «Отелло», естественно, с удушением — 4, а вот «Гамлет» — не помню за сколько. Только помню — весело было.
А между тем «Твой шанс» выходит на финишную прямую. Осталось несколько спектаклей и среди них на себя обращает внимание названия «Ублюдки» театра «Диск» из Чехии, «Пышка» (не Мопассана, а Сигарева) из Оренбурга, «Доходное место из Словакии». Закроет же «Шанс» школа из Мюнхена со спектаклем «Гомбург без иллюзий».
Марина Райкина
Газетная рубрика: КУРЬЕР КУЛЬТУРЫ
Источник: «Московский комсомолец» № 26237 от 24 мая 2013 г.
[1] Исправленная неточность. В оригинале: «Владимирович».