Французский режиссер Давид Бобе представит московскому зрителю смелую интерпретацию классической трагедии Шекспира.
Москва, 30 ноября. На сцене экспериментального «Гоголь-центра» ставят «Гамлета». На этот раз на Шекспира замахнулся французский режиссер Давид Бобе: он превратил сцену в морг и залил водой. К таким экспериментам столичным театралам, конечно, не привыкать, но все равно получилось жутко. На протяжении всех трех часов, а именно столько идет спектакль, зрители ежились и вздрагивали. Триллер о принце датском одной из первых посмотрела корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
«Умереть, уснуть, и дальше ничего. И сказать себе, что, засыпая, мы ставим точку в омерзенье».
Знаменитый монолог — немногое, что осталось в этом «Гамлете» от оригинального текста. Хотя и над ним основательно поработали. Французского режиссера Давида Бобе не устроил ни один из существующих вариантов перевода. Поэтому Шекспира заново перевели на французский, а потом уже на русский. В монологах героев появились крепкие выражения, но создатели спектакля уверяют: английский классик на самом деле в выражениях не стеснялся.
«Меня достала ваша живопись! Господь вам дал одно лицо, а вы из него делаете другое — плещете ручками, жеманитесь! Выдаете это ******** за невинность!»
Давид Бобе говорит: его Гамлет очень современный. Никаких обтягивающих трико, вычурных поз и париков. Костюмы максимально простые, ведь это спектакль о жизни в 21-м веке. Бобе превратил шекспировский Эльсинор в морг: стены покрыл черным кафелем, а на сцене поставил столы, на которых то прощаются с погибшим отцом Гамлета, то произносят речи, точно с трибуны мавзолея, то устраивают оргии.
Кстати, труп отца Гамлета остается на сцене практически до конца спектакля. Он тут полноценный персонаж: нагнетает обстановку одним своим присутствием. Даже кажется, что от него по-настоящему веет холодом.
«Основная философская проблема “Гамлета” — это тело, которому не удается сгнить до конца. Это политическая проблема Эльсинора, как тела, которое никак не может сгнить, чтобы уступить место чему-то новому. Поэтому морг, поэтому гниение», — объясняет режиссер.
Кульминация спектакля, а заодно и самая эффектная его часть — затопление Эльсинора. Сцену за несколько минут заполняет вода, в которой Гамлет танцует в костюме Бэтмена.
У француза Бобе это уже вторая работа в «Гоголь-центре». Тут уже идут его «Метаморфозы». Говорит, вернулся, потому что по-настоящему привязался к артистам «Седьмой студии» — выпускникам курса Кирилла Серебренникова в школе-студии МХАТ. Вчерашних студентов он даже ласково называет «мои малыши». Роль Гамлета режиссер доверил Филиппу Авдееву. По моде выбритый затылок и кокетливый чуб — принц датский страдает так же рьяно, как эмо-подросток.
«Я в 22 года вообще себя просто хорошо ощущаю, а то, что мне дали эту роль, я стараюсь об этом не думать и делать то дело, которое я делаю, работать и не отвлекаться на рефлексию и прочую дребедень», — говорит исполнитель главной роли.
Оказалось, что историю Гамлета французский режиссер уже рассказывал у себя на родине. Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников утверждает, что московская версия получилась другой: актеры «Седьмой студии» вдохнули в постановку новую жизнь, а «мертвая» эстетика спектакля показалась красивой.
«Мне нравится прежде всего честность, внятность и невероятная эстетическая, визуальная красота. Это очень хорошо визуально и, так сказать, режиссерски выстроенный спектакль. В нем уже сегодня, даже на уровне прогонов, есть несколько существенных, серьезных работ», — делится впечатлениями Серебренников.
Еще до премьеры спектакля «Гоголь-центр» с «Гамлетом» пригласили на гастроли во Францию. Языковой барьер не помешает. Ведь, несмотря на современную форму, содержание пьесы — прежнее.
Елена Шарова
Фото: МТРК «Мир» (скриншот)
Источник: МТРК «Мир»