Если вы ожидаете увидеть классическую постановку этой пьесы Шекспира, то лучше сдайте билеты. Потому что «Ричард III» в том виде, каким его представит публике режиссёр Ильгиз Зайниев, рвёт вообще все шаблоны. И немного даже мозг. Поэтому я даже решила составить небольшой рейтинг безумств этого спектакля.
Седьмое место занимает язык, на котором идёт пьеса. Специально для постановки стихи Шекспира переводили на татарский. К сожалению, я не смогла оценить, насколько версия поэтессы Резеды Губаевой была точна и поэтична, потому что слушала русский текст в наушниках. Но, согласитесь, не каждый день можно увидеть британских королей, которые заламывают руки и взывают: «О, Аллах!» или зло бросают: «Шайтан!»
На шестой ступени в нашем «сумасшедшем чарте» стоят костюмы. Их автор, Сергей Скоморохов, явно очень неординарный человек с богатой фантазией. Потому что какая-нибудь серая посредственность точно не одела бы герцога Бэкингема и других английских лордов в наряды, как у капитана Зелёного из мультика про булычёвскую Алису Селезнёву. Короли у Скоморохова носят женские пеньюарчики, а наследные принцы — прозрачные козырьки для гольфа. Кстати, декорации создавал тоже он. Поэтому сцена одновременно напоминает и ангар, и поляну с покорёженными берёзами, и пещеру с ледяным озером по центру, и фильмы 80-х годов про инопланетные вторжения.
Пятое место я отдам проклятьям, которые эпично изрекают вдовствующие королевы. Они не просто активно жестикулируют и топают ногами, навлекая на голову коварного Ричарда III страшную смерть и всяческие неприятности, нет. Свои гневные речи они произносят в микрофон, который предусмотрительно выносят с собой из-за кулис.
— Это была моя идея, — признался Ильгиз Зайниев. — С микрофоном же слышнее будет на небесах!
На четвёртой позиции расположился десяток пластиковых вёдер со светодиодами на дне. По версии создателей спектакля, именно они являются непременным атрибутом католических монахов. Может, и так.
Третье место по степени безумства в этой постановке занимает туалетная бумага. Сцена, в которой наследники британского трона готовятся к своей смерти в Тауэре, может претендовать на какой-нибудь особый приз от театральных критиков. Потому что в ожидании палачей юноши задорно кидаются рулонами «плюс-минус 52 метра». Не, ну а что им было делать, смартфончики же тогда ещё не изобрели, поэтому занять себя фотографированием тюремной еды в «Инстаграм» и грустными предсмертными селфи они не могли. Приходилось развлекаться с помощью подручных средств.
На второе место ломающей парадигмы версии «Ричарда III» стремительно выходят... трупы. Не выходят, конечно, а плавно спускаются на специальных качелях прямо с потолка. Покойников в этом спектакле очень много. Недаром Джордж Мартин в недавнем интервью заявил, что по сравнению с пьесами Шекспира его «Игра престолов» — гуманная история о доброте и человеколюбии. Побывав в Камаловском театре, можно убедиться, что это действительно так. За два с половиной часа мы можем увидеть, как героев душат, отрубают им головы, травят ядом, топят в бочке с вином, вешают, закалывают кинжалом — всего и не упомнишь. К середине второго акта почти все персонажи успевают погибнуть оригинальной насильственной смертью. Поэтому к усопшим все относятся философски, без лишней сентиментальности. Живые могут и в любви объясниться прямо у гроба, и совершить попытку изнасилования (привет Ланнистерам), и поиграть отрубленной головой. Весело, в общем.
И, наконец, первое место достаётся самому Ричарду III, роль которого исполнил Искандер Хайруллин. Это сумасшествие в чистом виде. А ещё неприкрытый гротеск, безумие, коварство, беспринципность и гениальная подлость. Очень яркий образ, может, и далёкий от того, что написал Уильям, но зато самобытный и запоминающийся.
В общем, таких спектаклей я ещё не видела. Он отдалённо напоминает экранизацию «Ромео и Джульетты» с Лео ди Каприо, только на татарский манер и с непередаваемым местным колоритом. Так что, если вам приелась классика и хочется чего-то поострее, имейте в виду: премьера состоится 12, 20, 26 и 27 октября 2014 г. на Малой сцене театра Камала. Но если вы не готовы к такому нетривиальному взгляду и нестандартной подаче, то лучше не рискуйте. Потому что лично я от шока отходила долго.
Ольга Гоголадзе
Источник: Entertime [архивировано в: WebCite | Archive.Today]