12 декабря 2014 г. в «Гоголь-Центре» состоялась презентация новой книги русского театроведа и шекспироведа, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля РФ науки, председателя Шекспировской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН Алексея Вадимовича Бартошевича «Для кого написан “Гамлет”. Шекспир в театре. XIX–XX–XXI», вышедшей в издательстве РАТИ-ГИТИС.
Модератором встречи выступила куратор программы «Гоголь+», театральный критик, обозреватель журнала «Театр» Алла Шендерова. В своем вступительном слове она отметила, что данная книга является «уникальной по охвату материала», а ее автор — ученым-театроведом, который пишет не только об истории театра, но и о спектаклях наших дней.
Под обложкой нового труда «для медленного чтения» А. В. Бартошевича, который совсем недавно отметил свое 75-летие, собраны его работы разных лет, посвященные шекспировским постановкам в России и Англии, а также в других странах мира. Книга охватывает большой исторический период с 1607 г. (когда «Гамлета» и «Ричарда II» Шекспира во время штиля играли на борту корабля «Красный дракон» Ост-Индской компании под командованием капитана Уильяма Килинга/William Keeling) по апрель 2014 г. (когда в московском Театре наций был представлен амбициозный проект «Шекспир. Лабиринт»).
Профессор отметил, что его нельзя назвать шекспироведом в традиционном понимании этого слова, поскольку на Западе принято разделять тех, кто изучает и комментирует шекспировские тексты (собственно шекспироведы) и тех, кто занимается историей постановок Шекспира (историки театра). Также там различают последних и тех, кто пишет рецензии на современные спектакли (театральные журналисты). В отечественном же театроведении сложилась другая традиция: его лучшие представители всегда совмещали как исследования истории постановок и сценографии, так и живой отклик на работы современных режиссеров и актеров. К сожалению, в настоящее время все меньше театроведов успешно работают как в академической науке, так и на ниве театральной критики.
А. В. Бартошевич рассказал, что ему посчастливилось стать свидетелем подлинного расцвета отечественного театрального искусства. В своем «итоговом труде» он попытался передать и поделиться с читателем той энергией, которую он впитал, когда смотрел лучшие постановки Ю. П. Любимова, О. Н. Ефремова, Г. А. Товстоногова, Р. Р. Стуруа и др.
Театровед, театральный критик, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Видмантас Юргенович Силюнас также высказал свое мнение о книге. Он отметил высокую эрудицию, острый ум и подлинную любовь ее автора к театру. По его словам, А. В. Бартошевич обладает талантом подать материал так, чтобы написанное и сказанное становится «достоянием души его читателей и зрителей», что делает их более чуткими и восприимчивыми. А это действительно многого стоит, поскольку в наше время глобальных социокультурных перемен общество как никогда нуждается в духовном лекарстве от равнодушия и безразличия.
Отвечая на вопросы Аллы Шендеровой и слушателей, юбиляр затронул многие вопросы, проблемы, интересные эпизоды и мнения, так или иначе связанные с историей постановок Шекспира на сцене, по которой можно столь занимательно изучать историю мировой культуры, смену эпох, стилей и направлений. К примеру, он в очередной раз высказал свою идею, что мы живем в «негамлетовское время», что пока что мы не заслужили и не выстрадали своего «Гамлета». Для нашей эпохи, по мнению ученого, более актуальны шекспировские «мрачные» трагикомедии, особенно «Венецианский купец» и «Мера за меру».
Книга будет полезна и интересна всем тем, кто не только хочет знать историю мирового и отечественного театра, но также и тем, кто готов в этом «зеркале» попытаться увидеть себя и тем самым лучше понять Происходящее сегодня.
Фото и видео Б. Н. Гайдина