Спустя почти 20 лет Андрей Борисов вернул на сцену Саха театра одно из самых лучших своих творений — постановку [«Короля Лира» Шекспира]. Спектакль получил в свое время, в 90-е годы, такой же грандиозный успех, как «Желанный голубой берег» и громкие заслуженные награды. 30 января [2015 г.] состоялся первый премьерный показ. Зритель аплодировал стоя: «Король» вернулся!
Для тех, кто имел счастье видеть игру первого состава, и, конечно, великого Ефима Степанова, увидеть это вновь, спустя такое длительное время, стало одним из лучших потрясений в жизни. Та же великолепная игра, жесты, слова, мимика… и чувства, накрывающие словно тайфун. Новый король Лир Ефима Степанова — это учитель, открывающий истины своим ученикам, с которыми он играет на сцене.
Впервые «Илиир Хоруол» был поставлен на сцене театра в 1997 году. Получил национальную театральную премию «Золотая маска», а Иннокентий Луковцев за роль Шута и Ефим Степанов — Государственную премию в области театрального искусства. Это был грандиозный успех. Образ-символ, образ-откровение в созданном Иннокентием Луковцевым Шуте в «Короле Лире» помнит каждый, кто видел его. Это невозможно забыть. В восстановленном варианте Луковцев играет слугу Гонерильи, Освальда (Уоhубал), который и мерзок, но так и хочется, видеть его снова и снова. Как в той сказке Луковцев превращает в золото все, к чему прикоснется.
И, конечно, лучший перевод на якутский Шекспира Саввы Тарасова. Его Шекспир на якутском производит такое же впечатление, как, наверное, впервые услышанная Библия в XVIII веке на якутском из уст святителя Иннокентия.
Как сказал Андрей Борисов на премьере, дважды в одну реку не входят. После спектакля состоялась торжественная передача ролей. В новом составе Шута исполняет подающий надежды Игорь Говоров. Трех сестер, дочерей Лира, в ошеломляющих костюмах художника Лены Гоголевой играли Матрена Корнилова, Елена Румянцева и Ирина Никифорова, создав яркий запоминающийся образ 90-х. Нынче в «надцатых» их заменили: Гонерилья — Ильяна Павлова, Регана — Жанна Ксенофонтова, Корделия — Айталина Лавернова.
В беседе с корреспондентом «ЯСИА» Матрена Корнилова сказала, что, впервые увидев Ильяну, она поняла, что она та, кто сможет играть эту роль: «Да, это правда, я так сразу подумала. У нас есть такое — помогать расти в театре. Я сказала ей тогда, вот возьми мою тетрадку и учи. Так что передача роли совсем не символическая. А самое главное, молодые пройдут школу Андрея Борисова». И Ильяна, действительно, как будто создана для этой роли.
Есть те, которые как и Иннокентий Луковцев продолжают играть в спектакле, но уже в других ролях. Так, Айал Аммосов, передавший роль Эдгара Валентину Макарову, играет герцога Корнуэльского. А Иннокентий Дакаяров ныне Глостер, которого в том составе сыграл незабвенный Симон Федотов. Нет ныне с нами и Василия Апросимова.
Жестокого бездушного красавца Эдмонда (Уодьуман) играет Александр Борисов, блистательно дебютировавший в «Сне шамана». Верного своему королю и своей совести графа Кента-Куен играет Петр Садовников. А Герцога Альбанского (Албан) Василий Борисов.
Несомненно, спектакль из сокровищницы Саха театра — это событие не только театрального масштаба, и не только продолжение традиций и неразрывность связи поколений. И как сказал Андрей Борисов, спектакль посвящение памяти Геннадия Сотникова, художника-сценографа, друга и брата. Это нечто большее. В этом спектакле открывается величие языка и мир необъятных возможностей, который таится в каждом из нас.
Фоторепортаж Виктора Эверстова
Ньургуйаана Стручкова
Фото: Виктор Эверстов
Источник: ЯСИА [архивировано в: WebCite | Archive.Today]