В Стратфорд-на-Эйвоне уже несколько веков стремятся туристы и все, кому дорого имя Шекспира и интересны его пьесы. И хотя трудно представить себе, что внимание к тому, что происходит на родине Шекспира, может еще вырасти, в годы шекспировских юбилеев именно так и происходит.
Раз в пятьдесят лет выпадает год, который лежит между юбилеем рождения драматурга и его смерти. В этом году бывает не так много публичных мероприятий и торжеств — Стратфорд, Шекспировский институт и Королевский шекспировский театр готовятся к следующему юбилею. Реконструкция и новое строительство, археологические раскопки и открытие новых мемориальных мест — этот цикл не раз повторялся в год между двумя юбилеями.
В январе газета The Stratford Herald сообщила, что на срочный ремонт церкви Св. Троицы, в которой похоронен Шекспир, выделено 30000 фунтов. Расшатанные камни в кладке северного крыльца обнаружил епархиальный архитектор во время плановой проверки, которая проводится раз в пять лет. Построенная в начале XIII века церковь — самое старое сохранившееся здание в городе, один из символов Стратфорда. Живописный пейзаж с церковным шпилем на холме над рекой часто появляется на открытках, магнитах и прочих стратфордских сувенирах.
Главное новшество, которое Фонд шекспировского дома-музея (Shakespeare Birthplace Trust) готовит тем, кто приедет в Стратфорд в 2016 г. — очередная попытка создать что-то притягательное для туристов на месте дома, где умер Шекспир — Нью-Плейс. Снесенный в XVIII веке, Нью-Плейс создал не только заметный пустырь в центре Стратфорда, но и метафорическую «дыру» в ландшафте памяти. Это место, которое каждый посетитель города заполнял по-своему: кто-то с помощью приложения для смартфонов, а кто-то в меру собственной фантазии.
Но Нью-Плейс — это не только пустое пространство на месте дома великого драматурга, это и газон, под которым, возможно, скрываются еще неизвестные нам артефакты, свидетельствующие о его жизни. Несколько лет назад, когда завершился проект Dig for Shakespeare, археологи говорили, что теперь им известно почти все о Нью-Плейс в последние годы жизни Шекспира. Тем не менее, раскопана была только часть фундамента — кухня, хозяйственные постройки и примыкавшая к дому пивоварня. Сенсационных находок не оказалось, хотя найденные осколки пивных кружек и кухонная утварь вполне могли помнить Шекспира. Проект вызвал огромный интерес среди почитателей Шекспира и туристов. Сервис TripAdvisor даже опубликовал отдельный альбом фотографий с раскопок.
И вот, несколько лет спустя, археологи возвращаются в Нью-Плейс, но на этот раз раскопки будут вестись чуть дальше, там, где находились жилые комнаты шекспировского дома. Эта попытка, возможно, станет последней в обозримом будущем: фундамент Нью-Плейс предполагается законсервировать и превратить место памяти в еще одну мемориальную площадку. Руководству Фонда удалось договориться, что на ее обустройство пойдет более 1,8 млн фунтов из выигрышного фонда Национальной лотереи.
На месте входа на участок будут сооружены символические ворота, увенчанные гербом Шекспира (соответственно старый вход через дом Нэша перестанет быть единственным). Ландшафтные дизайнеры вернут саду Нью-Плейс тот вид, который он мог иметь во времена Шекспира и выровняют место, на котором стоял дом. Самое противоречивое решение — на месте жилой части Нью-Плейс появится новая «дыра памяти» — круглый пруд с подсветкой, окруженный дорожками, названными в честь шекспировских пьес (видимо, их тоже будет 36).
На сайте Фонда приведены мнения сторонников реконструкции, но, разумеется, найдутся и противники. В Стратфорде и без того немало мемориальных садов с памятниками (один из них находится непосредственно за домом Нэша). С другой стороны, восстановленный Нью-Плейс смотрелся бы нелепо на углу двух улиц, полных сохранившимися старинными домами.
Для театралов главной новостью 2016 года обещают стать не раскопки Нью-Плейс, а возвращение к жизни самой радикальной стратфордской театральной площадки — The Other Place. Основанный Базз Гудбоди в ее борьбе с традиционным шекспировским театром, The Other Place стал удивительно успешной лабораторией экспериментального, в первую очередь политического театра. Именно здесь появился знаменитый «Макбет» Тревора Нанна с Иэном Маккелленом и Джуди Денч (еще более известен фильм на основе спектакля), а также «Король Лир» и «Гамлет» в постановке самой Гудбоди.
Кроме зала и репетиционного пространства, в новом «Другом месте» также будет действовать постоянная выставка костюмов (которых за историю Королевской шекспировской компании накопилось почти 30000). Но важнее всего возродить экспериментальный дух этого склада, некогда превращенного в театр. Здесь должен помочь партнерский проект, недавно совместно начатый Компанией и Бирмингемским университетом. Актеры и преподаватели будут помогать студентам открывать для себя шекспировский театр и создавать новые интерпретации бессмертных пьес. Суть новой площадки (а тем самым и ее преемственность с предыдущим «Новым местом», которое закрылось в 2006 г.) создатели проекта определяют двумя словами — «радикальное озорство» (“radical mischief”).
Оба проекта реконструкции должны закончиться к 2016 г. В первом случае дом восстановить технически несложно, но в этот новодел никто не поверил бы, поэтому на месте, где прошли последние дни Шекспира и тайна творчества остается нелокализованной и неуловимой, желающие смогут поискать ее в бесконечной ряби на воде в круглом пруду. Второе «место» выживет, только если снова впустит в себя дух радикального эксперимента, смело соединяющего прошлое и настоящее, политическое и эстетическое, если станет одновременно «старым» и «другим», новым местом.
Именно в таких странных, но неизбежных трансформациях шекспировских мест памяти и проявляется вечная жизнь его пьес и героев, которая по-особому проявляется в каждом новом поколении.
См. также:
В. С. Макаров
Фото: Stratford Herald | Jonathan Foyle | Shakespeare Birthplace Trust
Источник: БД «Современники Шекспира»
Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).