Экспозиция продолжает импровизированную серию Камерного — первым в новом выставочном пространстве показывали работы театрального художника Юрия Кононенко. По подсчетам худрука театра Михаила Бычкова, ту выставку посмотрели более семи тысяч человек.
— Хорошую живопись можно увидеть в разных местах, так что мы ищем свою особенность. Пока это выставки театральных художников. Не знаю, как долго проект продолжится, но пока он очень интересно развивается, я уже знаю, кого мы выставим в третьей и четвертой сериях, — добавил Бычков.
Сама Ольга Кулагина, художник и сценограф, сотрудничала и с Камерным — давние поклонники этого театра могут вспомнить спектакль «Маскарад» по Лермонтову, который она оформляла. Чуть более 20 выставленных работ — это не дословные иллюстрации пьесы, но абстракция по мотивам. Ни одного персонажа, более того — ни одного четко обозначенного предмета в кулагинских картинах нет, только заполняющие все пространство холста хаотичные краски. Здесь важно передать аудитории радостное, карнавальное, настроение, уйти от рационального к эмоциональному. Абстракция в этом случае — отличный инструмент забыть про слова и «открыть чувственные каналы».
По словам самой Кулагиной, это еще и попытка уйти от текста максимально далеко:
— Сейчас в театре много пластических и музыкальных спектаклей, и это тоже уход от текста. Мы настолько в последний век загрузили голову, что у нас совсем атрофировались система чувств. А я апеллирую именно к ней. Абстракция позволяет найти точки соприкосновения живописи и органов чувств человека.
По большому счету, здесь и привязка к Шекспиру не нужна. История, конечно, занимательная. Яркую и фантастическую «Двенадцатую ночь» Шекспир писал специально для представления в последний, двенадцатый, карнавальный вечер перед постом. Контекст, возможно случайный, но выставка открылась на масленичной неделе, а сама Масленица и есть некий аналог этой двенадцатой ночи.
— До этого я долго работала над спектаклем «Сон в летнюю ночь», это тоже веселая и карнавальная пьеса, но та постановка так и не вышла, — рассказала Кулагина. — Сразу же мне предложили работать над «Двенадцатой ночью», но и этот проект сошел на нет. Но страсти-то у меня уже накопились.
Представленные картины и есть выплеск тех страстей на холст. Причем иногда, кажется, буквальный: Кулагина не жалеет сочных красок, щедро размазывая их по холсту. Ее работы действительно по большей части праздничны — в первую очередь, за счет яркого колорита, — однако уловить именно шекспировские страсти здесь вряд ли возможно. Абстракция на то и абстракция, чтобы в ней, этом общем для всех наборе красок, каждый видел что-то свое. Картины Кулагиной — не исключено, принципиально — не подписаны, так что одну и ту же работу можно назвать хоть «Виола и герцог Орсино», хоть «Брачные игры триангуляров», хоть «Посудомойщица». Да как угодно. Все равно зритель, скорее всего, увидит не то, что задумал автор. Тем более в условиях освещения, которое предложили в галерее — свет направлен так, что из разных точек зала и с разных ракурсов одна и та же картина предстает в совершенно разных цветах.
Кроме того, нельзя забывать и про самих зрителей, многим из которых пока не хватает опыта просмотра подобного рода живописи. Не исключено, часть публики вместо позитивных эмоций получит прямо противоположные, и абстракция может подвергнуться обструкции. Задаваясь вопросами «Что это за мазня?» и «Разве это искусство?» не каждый попытается дать самому себе аргументированный ответ.
Выставка продлится до конца марта.
Александр Прытков
Источник: Воронежский курьер [архивировано в: WebCite | Archive.Today]