Ко Дню влюбленных ТеатрALL решил разобраться, осталось ли место для романтики в современных постановках трагедии Шекспира?
Самая популярная история о двух влюбленных имела множество воплощений на театральных подмостках. Об эстетике Вероны режиссеры давно забыли. Им интереснее приблизить историю к нашим дням или ввести героев в экстремальное пространство, например, отправить их в открытый космос или столкнуть нос к носу в туалете. TeatrALL рассказывает о трех экспериментах, два из которых можно увидеть в Москве.
Театр «Сатирикон»
Постановка Константина Райкина вышла в 2012 году. Жесткий спектакль, выполненный с элементами шоу (без чего «Сатирикон» в принципе не может), был в целом доброжелательно принят критикой, отмечавшей, что, несмотря на обилие спецэффектов, режиссером все-таки была сохранена суть трагедии Шекспира. Кабинки американских горок служат то лифтом до балкона Джульетты, то капсулой в иной мир, куда отправляется Меркуцио. Герои катаются на спортивных велосипедах, мрачно горят огнями игровые автоматы. Видеоряд, проецируемый на экраны, демонстрирует то футуристические пейзажи, то кровавые реки, заполняющие все пространство, то тлеющие букеты роз.
Здесь Джульетта — трудный подросток в свитере и кедах. Их совместная страсть, порожденная взрослением, не умеет созидать. Она испепеляет их обоих и все вокруг.
Спектакль идет с регулярными аншлагами и пользуется популярностью у школьников и студентов. Здесь не последнюю роль играет тот факт, что главные роли играют ученики Райкина.
Cirkus Cirkör и Королевский драматический театр
Cirkus Cirkör был самым первым в Швеции современным цирковым проектом. Артисты работают в стиле Cirque du Soleil, однако им ближе эстетика водевиля, варьете. В 2002 году акробатическая группа совместно со Шведским Королевским драматическим театром поставили спектакль «Ромео и Джульетта». Горизонтального пространства тут нет вообще. Вместо сцены практически отвесная металлическая гора, с вершины которой герои трагедии скатываются, падают. Под потолком парят гимнасты, жонглёры присутствуют даже в сцене венчания Ромео и Джульетты. Сатиры с кривой улыбкой, спортивные Капулетти в джинсах, с обнаженными торсами, бесконечный цирк, где даже фигура Христа напоминает больше греческого Диониса — в этом мире задыхаются Ромео и Джульетта.
По своей эстетике этот спектакль похож на тот, что делал Райкин, но в шведской версии большая концентрация элементов зрелищности — уличный театр, рок, танец, кино.
Театр Романа Виктюка
Роман Григорьевич любит подходить к классическому тексту с черного хода, куда обычно режиссеры даже и не думают заглянуть. В 2009 году он выпустил самую печальную на свете повесть, но не традиционно, а по-своему оригинально. Тогда на пресс-конференции он рассказывал, что его «Ромео и Джульетту» «разыгрывают ученики британской Королевской морской школы №25». Конечно, женщин среди исполнителей ролей тут нет, все актеры — мужчины. Спектакль-пародия на английские школьные спектакли. Но вдохновлен Виктюк был некой историей (или вымыслом), что «Ромео и Джульетту» когда-то играли на корабле во время сильного шторма, который в итоге отправил судно на дно, и матросам ничего не оставалось, как в час отчаяния погрузиться в искусство. Режиссерская идея оказалась чересчур экзотичной, вторых «Служанок» не получилось.
Источник: ТеатрALL [архивировано в: Archive.Today]