Александр ОГАРЁВ на репетиции «Отелло» |
Режиссёры создавали эскизы по трём трагедиям
«Гамлет», «Макбет» и «Отелло»… 19 марта [2015 г.] в академическом Театре драмы (Октябрьская пл., 2) стартовала режиссёрская лаборатория «Шекспир. Трагедии. XXI век». А уже 24 марта публичную часть лаборатории — показ для зрителей — открывал Александр ОГАРЁВ. Он представлял эскиз трагедии «Отелло». Накануне показа, на репетиции, Александр поделился своим мнением об этой режиссёрской лаборатории:
— Для лаборатории счастливо необязательны такие понятия, как глубокое погружение, тщательная проработка, предельное проживание... Эскиз позволяет сосредоточиться на отдельной линии и назвать это исследованием не характеров, а одной идеи, посвящённой не далёким от нас персонажам, а нам самим. Как происходит, что чувство абсолютной любви к избранному нами партнёру, возникающее в нас, через некоторое время превращается в нелюбовь или даже в ненависть? Каким образом наш внутренний рай превращается в ад? Почему же мы позволяем себе самим такие превращения, какой внутренний дьявол перетаскивает нас из небесного состояния всепрощения и любования объектом любви в самовлюблённую надобность судить и наказывать… Это проект о молодых и для молодых. Для тех, кого ещё интересуют вопросы любви, страсти, смятения чувств, утраты ориентиров…
Василий БИЧЕВ (Отелло) и Илья ПОРОШИН (Яго) в эскизе трагедии |
Формат лаборатории академический Театр драмы освоил хоть и недавно, но вполне успешно. Стартовые условия — необходимость за 2–4 дня подготовить к показу эскиз спектакля «на заданную тему» — оказались привлекательными и для участников процесса, и для критиков, и для «продвинутого» зрителя. Не имея возможности тщательно «размять» пьесу, не зная артистов, с которыми предстоит проводить лабораторный опыт, а значит, и наработанных ими профессиональных штампов, находясь в ограниченном времени, используя минимум постановочных средств, режиссёр попадает в пространство особой свободы. Здесь и драматургия, и исполнители, и сам постановщик выявляют в себе самое главное, сущностное, актуальное.
После первого лабораторного проекта свердловской драмы «Эпос — Драма — Театр», состоявшегося в январе 2014 года, родился и вошёл в репертуар полноформатный спектакль FAKE. На сей раз театр рискнул подвергнуть лабораторному опыту три трагедии Уильяма ШЕКСПИРА. Алексей БАДАЕВ, генеральный директор Театра драмы, рассказал ВЕ:
— За 85-летнюю историю наш театр неоднократно обращался к творчеству Английского Барда. Были и спектакли, принятые публикой и экспертным сообществом довольно благосклонно; были и те, чья судьба по разным причинам не сложилась — но, так или иначе, сегодня на нашей сцене Шекспира нет, и это и неправильно, и неестественно для такой высокопрофессиональной труппы, как наша. Поэтому мы и решили вновь обратиться к наследию великого драматурга, но сначала в таком формате.
Участники лаборатории, режиссёры Александр ОГАРЁВ (ученик Анатолия ВАСИЛЬЕВА), Евгения БЕРКОВИЧ (ученица Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА) и Семён СЕРЗИН (ученик Вениамина ФИЛЬШТИНСКОГО) представляют разные режиссёрские школы, имеют разный постановочный опыт и разную мотивацию обращения именно к «своей» трагедии, эскиз которой они представляют на сцене. Влюбившись в красоту текста (Александр Огарёв и «Отелло»), увлёкшись абсурдностью взаимоотношений личности и окружающего мира (Евгения Беркович и «Гамлет») или «запав» на тему ненависти (Семён Серзин и «Макбет»), режиссёры попытались за отведённое им время обозначить «через Шекспира» наиболее острые темы, настроения и эмоции сегодняшнего дня. Опыты завершились показами 24 и 25 марта на сцене.
Евгения БЕРКОВИЧ «замахнулась»на шекспировского «Гамлета»
Эскизный гамлетовский антураж…
Экспертную оценку результатам сотворчества режиссёров и актёров, ранее никогда не работавших вместе, сейчас дают заведующая литературной частью московского ТЮЗа Владислава КУПРИНА, модератор обсуждения — критик, замдиректора екатеринбургского ТЮЗа, руководитель фестиваля «Реальный театр» Олег ЛОЕВСКИЙ и ведущий отечественный театровед и шекспировед, председатель Шекспировской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН, член исполкома Международной шекспировской ассоциации и «прочая-прочая-прочая» Алексей БАРТОШЕВИЧ. Станет ли какой-нибудь из эскизов спектаклем — покажут «судьи» и время. Но в любом случае такое внимание дорого и чрезвычайно полезно театральному коллективу и, конечно, режиссёрам — участникам шекспировского проекта.
Полина Астахова
Источник: Вечерний Екатеринбург [архивировано в: WebCite | Archive.Today]