Сергей Юрский, Игорь Костолевский, Вениамин Смехов, Кирилл Пирогов, Юрий Стоянов прочли Шекспира в Пушкинском музее
Звезды российской сцены пришли в ГМИИ поздравить с 75-летием выдающегося шекспироведа и историка театра, завкафедрой РАТИ, профессора Алексея Бартошевича.
Вечер «Читая Шекспира» не значился в официальном, плановом перечне мероприятий ГМИИ, да и происходящее на сцене было далеко от официоза — на сцене царили поэзия, театр, музыка, звучали дружеские речи и поздравления. Отдать должное одному из столпов русского шекспироведения пришли его студенты, бывшие и нынешние, ученики и друзья.
Приглашенные на вечер его организатором и другом юбиляра Михаилом Швыдким, некоторые из них поднимались на сцену читать соответствующие поводу сонеты Шекспира — и не только — а большинство в восхищении внимали:
Пусть опрокинет статуи война,
Мятеж развеет каменщиков труд,
Но врезанные в память письмена
Бегущие столетья не сотрут.
Сергей Юрский начал вечер 55-м сонетом — и то была не декламация, а ненаигранные размышления вслух о вечности, о памяти, об уходящей в вечность жизни. Александр Филиппенко выбрал у Шекспира размышление 121:
Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье.
И это прозвучало горько, резко, с выразительным, быстрым, филиппенковским жестом. «Быть или не быть», спеша поделиться с главным специалистом по Гамлету своими мыслями о переводах великого классика, народный артист России, игравший некогда герцога Бекингема, предложил нам Гамлета сначала пастернаковского и тут же, перебивая себя, — набоковского.
У вечера не было шекспировских рамок, великие артисты поздравляли своего друга и учителя так, как считали уместным. Вениамин Смехов, например, прочел Борташевичу, внуку Василия Качалова, есенинскую «Собаку Качалова» — «Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, // Не знаешь ты, что жить на свете стоит...» — и всем нам стоило услышать этот дружеский разговор с Джимом, давшему поэту на счастье лапу.
— На зачете Бартошевич спросил, смеялся ли я, читая комедии Шекспира, — вспоминал перипетии студенческой жизни Юрий Стоянов. — А я ответил, что в жизни не читал ничего менее смешного. Да, ответил мне Бартошевич, читать не смешно — но играть будет о-очень смешно.
Ученики Бартошевича поднимались на сцену и группами — и Юрий Стоянов стоял в очереди за Николаем Чиндяйкиным, а поодаль на сцене ждали своей минуты Игорь Костолевский, Игорь Золотовицкий и Авангард Леонтьев. Последний поздравил юбиляра по-мхатовски громогласным и торжественным чтением отнюдь не Шекспира — но коржавинской «Балладой об историческом недосыпе, жестоким романсом по одноименному произведению Ленина» — «Любовь к Добру разбередила сердце им, // А Герцен спал, не ведая про зло... Но декабристы разбудили Герцена. Он недоспал. Отсюда все пошло...».
Евгений Каменькович не вышел на сцену сам — но отправил туда актеров фоменковского театра Галину Тюнина и Кирилла Пирогова поздравить Алексея Бартошевича прочесть сонет в лицах, и ошеломленный зал проводил блестяще исполненный по-русски и по-английски скетч овацией пополам с хохотом. А Алексей Маминов из творческой Лаборатории Дмитрия Крымова спел нам что-то из 107 сонета.
Мемуары из жизни Художественного театра сменялись в устах выступавших баснями Эрдмана, анекдоты с экзаменов — рояльными партиями в исполнении народных артистов. В зале одновременно правили бал свобода капустника и высокая шекспировская драма.
А в конце вечера Алексей Бартошевич принял из рук Анатолия Смелянского памятный знак — «Золотую чайку» за долголетнее служение художественному театру. И заключил вечер 74-м сонетом:
Мы видели, как времени рука
Срывает все, во что рядится время,
Как сносят башню гордую века
И рушит медь тысячелетии бремя,
Как пядь за пядью у прибрежных стран
Захватывает землю зыбь морская,
Меж тем как суша грабит океан,
Расход приходом мощным покрывая,
Как пробегает дней круговорот
И королевства близятся к распаду...
Все говорит о том, что час пробьет —
И время унесет мою отраду.
А это — смерть!.. Печален мой удел.
Каким я хрупким счастьем овладел!
Андрей Васянин
Фото: Михаил Синицын
Источник: Российская газета [архивировано в: WebCite | Archive.Today]