Мода на сонеты в елизаветинской Англии, особенно в 1590-е гг., хорошо известна не только специалистам-филологам. Пришедшая из Италии и Франции, она быстро укоренилась в английской поэзии, вслед за огромной популярностью сонетных циклов Филипа Сидни и Эдмунда Спенсера. Ближе к концу десятилетия над петраркистскими сонетами смеялся Джон Донн, новое направление им придавал Уильям Шекспир.
Циклы сонетов не только давали возможность передать динамику эмоциональных состояний героя. Как показал в классической статье Артур Маротти (Arthur F. Marotti), в них присутствует множество социальных комментариев и параллелей между космосом и обществом.
Изданий сонетов, начиная с XIX века, накопилось немало. Но никто до настоящего времени не пробовал систематизировать информацию о большинстве известных циклов в пределах одного ресурса. Закрыть этот пробел призван онлайн-каталог сонетных циклов, разработанный профессором Университета Уэльса Джоном Бертоном (John Burton).
В указателе к каталогу пока представлено 59 циклов, выстроенных хронологически по времени издания — от «Размышлений кающегося грешника» Анны Лок (1560) до «Священных сонетов» и “La Corona” Джона Донна (опубл. 1633, но закончены не позднее 1618). Для каждого цикла заполняется форма, в которую включены такие поля, как название цикла, тип сонетов (пока в каталоге только «любовные» и «религиозные» сонеты, но, по подсчетам автора, около 40% циклов — не о петраркистской любви), количество сонетов в цикле, их название, присутствие нумерации, количество строк (оно не всегда составляло привычные нам четырнадцать). Форма завершается ссылкой на текст сонетов в базе данных Early English Books Online.
Каталог не включает рукописные тексты, представляя читателям в основном сонетные циклы, описанные в классических трудах Сидни Ли (Sidney Lee) и Холгера Клейна (Holger Klein). В разделе «Исследования» собраны ссылки на основные работы по елизаветинским сонетам, а также визуализация моды на сонеты с помощью Google Ngram.
Пока проект находится на раннем этапе разработки. Как и другим одиночным проектам, ему свойственна линейная логика и строгая систематизация. Возможно, в будущем его стоит продолжить тезаурусом сонетов — тексты многих циклов можно найти, например, в EEBO-TCP — или какими-то другими инструментами текстуального анализа. Читателей часто отвращает от сонетов их кажущееся структурное и тематическое однообразие: «четырнадцать строк о любви», сонет за сонетом. Онлайн-каталог сонетных циклов может показать всю ложность этого мифа, помочь читателю услышать индивидуальный голос каждого автора.
В. С. Макаров
Источник: БД «Современники Шекспира»
См. также:
Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№