6 июня 2018 г. в 17:30 в Государственном институте искусствознания (Козицкий переулок, д. 5, 2 этаж, Библиотека) состоится заседание Шекспировской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН. С докладом «“…полезнее отрицать и отвергать, низводить с пьедестала и разбивать в куски”: Шекспир в раннесоветской России» выступит адъюнкт-профессор Йоркского университета Наталия Хоменко (Канада). Приглашаем принять участие в обсуждении доклада.
«…полезнее отрицать и отвергать, низводить с пьедестала
и разбивать в куски»: Шекспир в раннесоветской России[1]
Наталия Хоменко
(Йоркский университет, Торонто, Канада)
Троцкий: Однако, все же вы не станете отрицать,
что Шекспир и Байрон кое-что говорят нашей с вами душе.
Либединский: Скоро перестанут говорить[2].
Много сказано и написано о почитании Шекспира в Советском Союзе. Начиная с 1930-х годов советские писатели и режиссеры боролись за «подлинного Шекспира», противопоставляя советские интерпретации буржуазным и фашистским искажениям в других странах. Анализируя использование Шекспира в этот период, Аркадий Островский называет его «отцом-основателем социалистического реализма»[3].
Однако же Шекспир не сразу занял это привилегированное положение в постреволюционной России. В идеологических спорах, которые длились больше десяти лет, часто присутствовало мнение, что шекспировские пьесы уже по большей части непонятны пролетариату и не отвечают его нуждам, а вскоре и вовсе будут интересны только как музейные ценности. Например, в статье, напечатанной в «Жизни искусства» в 1921 году, Сергей Радлов резко высказался против театров, выводящих старый репертуар на новую сцену, и заключил: «Великие старики — Шекспиры и Софоклы — сухие галеты»[4].
В докладе будут рассмотрены раннесоветские дискуссии о ценности и полезности шекспировских пьес в контексте культурной реформации, продолжавшейся с конца 1910-х по начало 1930-х годов. Также мы обсудим влияние этих дискуссий на теорию и практику адаптации шекспировских пьес для раннесоветской сцены.
[1] Цитата взята из статьи П. М. Керженцева: Керженцев П. М. Что на очереди // Вестник театра. 1919. 9–14 декабря. № 45. С. 4.
[2] К вопросу о политике РКП(б) в художественной литературе. М. : Красная Новь, 1924. С. 57.
[3] Ostrovsky A. Shakespeare as a Founding Father of Socialist Realism: The Soviet Affair with Shakespeare // Shakespeare in the Worlds of Communism and Socialism / ed. by Irena R. Makaryk and Joseph G. Price. Toronto : University of Toronto Press, 2006. P. 56–83.
[4] Радлов С. Э. В двести первый и последний раз о кризисе театра // Жизнь искусства. 1921. 11–12 мая. № 727–729. С. 1.