3 марта 2022 г. в онлайн-формате состоится заседание Шекспировской комиссии РАН. С докладом «Интерпретации “Гамлета” в отечественном балетном искусстве» выступит кандидат искусствоведения преподаватель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Наталия Сергеевна Шабалина.
Начало: 17:00.
Ссылку на конференцию в Zoom можно получить, написав на электронный адрес: russhake@gmail.com.
Предлагаем вашему вниманию аннотацию доклада.
Интерпретации «Гамлета» в отечественном балетном искусстве
Аннотация
Доклад посвящен проблеме, которой многие годы в российском искусствоведении уделялось мало внимания, — воплощению «Гамлета» в отечественном балетном искусстве. Жанр, казалось бы, далекий от авторского замысла, стал тем не менее одним из излюбленных для балетмейстеров в XX, а затем и в XXI веке. На мировой балетной сцене было поставлено не менее 46 спектаклей, на отечественной хореографической сцене насчитывается 15 постановок в жанрах балета и фильма-балета, первая из которых увидела свет рампы в 1969 году. Последний по времени российский спектакль относится к 2015 году.
В докладе будут рассмотрены наиболее значимые отечественные балетные версии «Гамлета». Это «Размышления» Н. А. Долгушина (1969, Ленинградский Малый театр оперы и балета), «Гамлет» К. М. Сергеева (1970, Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова), «Гамлет» В. М. Чабукиани (1971, Тбилисский академический театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили), «Фрески Эльсинора» А. М. Полубенцева (1978, Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского), «Misericordes» К. Уилдона (2007, Большой театр) и «Гамлет» Р. Поклитару — Д. Доннеллана (2015, Большой театр).
Будет прослежена историческая динамика интереса к «Гамлету» в отечественном балете, предложена периодизация постановок трагедии. Будет показана связь возникновения версий по мотивам шекспировской пьесы с социокультурным и художественным процессами. Некоторые из рассмотренных спектаклей не сохранились ни в репертуаре театров, ни в видеозаписи. Это «Гамлет» К. М. Сергеева, одноименная версия В. М. Чабукиани, «Фрески Эльсинора» А. М. Полубенцева. Изучение собранных документов позволило полнее, чем ранее, воссоздать образ постановок и наиболее целостно представить картину отечественных хореографических интерпретаций трагедии.
Никита Долгушин в роли Гамлета
(балет «Размышления» Н. А. Долгушина, 1969,
Ленинградский Малый театр оперы и балета)