Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
13.10.2007
Лысый Гамлет и другие топ-менеджеры
Гарольд Стрелков в театре «АпАРТе» поставил самую знаменитую пьесу Шекспира.
 
У Стрелкова получился свой Шекспир. Как про себя прочитал. И сразу по-другому все услышалось из зала. Очень близко и понятно.

Сначала было расстроилась, что Гертруду будет играть не Инга Стрелкова-Оболдина, а Галина Виноградова. Но после спектакля согласилась с выбором режиссера. Роли-то мало. Актриса ненавязчива и деликатна. И хорошо работает на образ то, что она выглядит старше Клавдия (Алексея Зуева). Инге Оболдиной наверняка было бы тесно в столь сжатых масштабах: она ведь уже звезда.

Зато Офелии в спектакле, кажется, больше, чем у Шекспира. И наблюдать за актрисой (Анастасией Зыковой) невероятно интересно – она органична во всех своих проявлениях. И когда потрясающе рисует штрихами по декорациям, словно дирижирует сюжетом. В ее рисунках, если всмотреться, суть происходящего – и слов не надо.
Она органична и до сумасшествия, и после. Причем неясно: безумие ли это или прозрение и попытка образумить остальных. Когда ее брат Лаэрт (Никита Люшненко) хочет отомстить Гамлету за сестру, ему сочувствуешь как никогда. И вдруг просто млеешь от данного семейства во главе с королевским управляющим, надежным как управдом Полонием (Иван Сигорских).

Возможно, на Стрелкова произвел впечатление и американский сериал Lost, где одному из героев чудится лысый провокатор, его второе хулиганское «я» (освободительное).

Здесь тоже есть свой «лысик» – убитый король, отец Гамлета (Александр Орловский), которого во всех программках величают Призраком отца. Здесь он вовсе не призрак, а очень действующее лицо, «живее всех живых», как Ленин. Проводник в мир иной. Ему же скучно на том свете. И обидно, что он там один оказался, да еще раньше срока. Вот и перетянул посредством Гамлета своих подданных (топ-менеджеров) в новое королевство. Все в конце концов умерли. Кроме летописца Горация. Опять же отца звали Гамлетом, как сына.

Не зря же бытует убеждение, что нельзя называть сына именем отца. Слабый умствующий субъект стал проводником сильной идеи. Идеи мщения. Точно Ленин. За брата. Но здесь не за, а против.

Этот Гамлет питается чужими мыслями. И легко пал жертвой очередного внушения. А окружающие думали, что у юнца раздвоение личности. Да он просто перевоплотился в отца.

Да, они так запутались, что всех жалко. Все такие… недолюбленные, как мы, россияне. Мрачное начало привело к мрачному концу. Смерть скорпиона, ужалившего самого себя.

В трактовке Стрелкова главное в судьбе Гамлета – это не история мести за убийство отца, а история выбора пути: месть или прощение. Если бы Гамлет был глуп, ему было бы легче сделать этот выбор. Но он умен, и его основная борьба разворачивается внутри него самого.

Режиссер попытался выявить сознательный путь выхолащивания Гамлетом в себе всего того, что мешает ему отомстить, – мук совести, страха перед высшим судом… Трагедия Гамлета – это трагедия распада тонкой души.

Каждый из главных героев трагедии – Гамлет, Клавдий, Гертруда – стоит перед своим нелегким выбором. Предпочесть путь любви и дух любви – и тем самым исправить собственную судьбу или благополучие, амбиции, собственные страхи, политические цели. И в результате – запустить программу самоуничтожения. Отбрасывая любовь, мы выбираем смерть.

Гамлета играет Иван Косичкин. Артист из Сургута. 28 лет. Очень талантливый. Стрелков его заметил еще в спектакле про Ричарда III. Но иногда кажется, что он из мира Достоевского, а не Шекспира. Впрочем, разница только в именах: у одного – Гамлет, у другого – Родион. Хотя моментами Косичкин (о ужас!) напоминает Порфирия Петровича тоже…

Но все эти ассоциации приходят уже после этого крепко сколоченного, чувственного спектакля. Когда идет осмысление текста великой трагедии. Кажется, так просто – поставил режиссер в двух шагах от меня актеров, научил, что делать, как говорить то, что мне помнилось рутинной жвачкой, и они буквально в уши нашептали правду жизни. 

 

Источник: «Вечерняя Москва»

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.