Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
23.01.2008
Ждем появления Института имени Шекспира
Задумайтесь о несчастной судьбе Британского совета: его преследуют и запугивают громилы Владимира Путина; его втягивают в дипломатическую перебранку, идущую между Британией и Россией по принципу «кто кого переплюнет»; его подвергают нападкам на родине люди типа художников Дэмьена Херста (Damien Hirst) и Люсьена Фрейда (Lucian Freud) за то, как он преподносит искусство за рубежом. В Москве Британский совет называют осиным гнездом шпионажа и боевым отрядом культурного империализма. В Британии к нему часто относятся с легким смущением – как к либеральному центру всеобщей любви к великому и прекрасному, который посылает танцоров Морриса на Камчатку, а озадаченных афганцев заставляет слушать мадригалы елизаветинской эпохи.

Даже название организации звучит безвкусно и обезличенно. У итальянцев есть Общество Данте Алигьери; немцы назвали свой международный культурный институт именем Гете; а китайцы выбрали имя Конфуция. Если бы создатели Британского совета предпочли другое название, например, Институт имени Шекспира, то русские наверняка задумались бы, прежде чем использовать его в качестве политической боксерской груши. Никто не может безнаказанно лупить великого барда.

Но несмотря на все испытания, Британский совет остается культурным светочем, использующим в качестве инструмента дипломатии искусство, распространяющим британские идеи образования, науки и техники, и самое главное, ведущим по всему миру преподавание английского языка. Совет был создан со вполне конкретной целью – противодействовать планам нацистов, претендовавших на глобальную культурную гегемонию. «Когда наступит время тысячелетнего Рейха, - заявлял Рудольф Гесс (Rudolf Hess), – английский язык превратится в никому не нужный второстепенный диалект немецкого языка». В том, что сегодня английский язык, несомненно, является главным языком межнационального общения, большая заслуга принадлежит и Британскому совету.
Это также выгодное предприятие с коммерческой точки зрения. 70 центров обучения Британского совета, действующие в 53 странах мира, в прошлом году получили одних только грантов на 195 миллионов фунтов стерлингов. А общая сумма доходов совета составляет 551 миллион фунтов стерлингов. Разницу совет зарабатывает преподаванием английского и оказанием платных консультационных услуг.

У британцев всегда были двойственные чувства по поводу официального распространения собственной культуры. В викторианскую эпоху нежелание обращать в свою веру других было вызвано чистой воды высокомерием. Как написал однажды Гарольд Николсон (Harold Nicolson) (британский дипломат и историк – прим. перев.), наши имперские предки считали, что «если иностранцы не оценят или даже не заметят наших талантов изобретательности и блистательной способности адаптироваться, то мы абсолютно ничего не сможем поделать с их бестолковостью. Гений Англии, в отличие от других стран, говорит сам за себя».

А французы, тем временем, вкладывали огромные средства в свою цивилизаторскую миссию. «Заставьте их полюбить Францию», – говорил своим послам Талейран. И лишь благодаря усилиям блистательного австралийца 'Рекса' Липера (Rex Leeper) в 1934 году удалось убедить Лондон в том, что британская культура не сможет очень громко говорить сама за себя без финансирования.

Липер никогда и не отрицал, что Британский совет занимается культурной пропагандой. Но это не был империализм под другой вывеской, это не было навязывание чуждых форм искусства подданным народам. Как отмечала в то время наша газета, Британский совет «существует для распространения британских идей, для ознакомления других с английским образом жизни и с английским языком. Он в своей работе в соответствии с английской традицией полагается на убеждение... не заталкивая свою пропаганду людям в рот насильно». Так обстоят дела и сегодня: русские приходят в центры Британского совета исключительно по собственной воле.

Всегда есть такие люди, которые считают, что тихое и спокойное культурное воздействие в подметки не годится силе. «Какого рода пропаганда для нас лучше, – требовательно вопрошала Daily Express из империи газетного магната Бивербрука (Beaverbrook), выступая против самой идеи существования совета, – рев британских бомбардировщиков и истребителей или мелодии мадригалов, передаваемых в эфир Британским советом?» Путин наверняка согласился бы с философией такого рода.

Несмотря на насмешки людей, подобных Джорджу Оруэллу (George Orwell), и периодические нападки как слева, так и справа, Британский совет добивается огромных успехов. В 2006 году правительство Франции по образу и подобию Британского совета создало агентство CulturesFrance в попытке распространения галльской культуры. Китайцы тоже быстро поняли, что экономическая сила должна идти рука об руку с культурной саморекламой. Сейчас более 120 Институтов Конфуция действует в 50 странах мира (после 2005 года десять таких институтов открылось в Великобритании). Там ведется обучение языкам Китая, его истории и культуре. Институт старательно избегает политики.

Искусство и дипломатия всегда были тесно связаны между собой. Рубенс был величайшим художником своего времени. Но он также являлся великолепным дипломатом, возведенным в рыцарское звание дворами Англии и Испании за свою работу в качестве посланника в 30-е годы XVII века. Сегодня культурная дипломатия, пожалуй, важна как никогда. Но в российском государстве президента Путина, страдающем от роста национализма и ксенофобии, все больше усиливается приверженность старой враждебности времен «холодной войны», когда иностранная культура считалась чем-то опасным и представляющим угрозу.

Когда Британия вкладывает в Британский совет деньги, энергию и знания, Россия отвечает выстрелами неприкрытого государственного пиара. Как это ни парадоксально, но именно отношение и действия Путина больше всего напоминают имперскую Британию. В них изначально превосходящей других российской культуре предоставлено право говорить самой за себя.

Кое-кто в Британском совете считает агрессивное поведение России доказательством неудач в работе этой организации в России. Если бы после падения коммунизма было приложено больше усилий для того, чтобы воспитать в будущих лидерах любовь к британской культуре, то сегодняшнего дипломатического взрыва удалось бы избежать.

Но та культурная дипломатия, которую практикует Британский совет вот уже на протяжении 74 лет, действует порой самым удивительным образом. Когда велись гонения на санкт-петербургский центр, из-за которых он на этой неделе был вынужден прекратить свою работу, российский министр иностранных дел Сергей Лавров подверг резкой критике имперское отношение Великобритании и ее «ностальгию по колониальному прошлому». И это говорил тот самый Лавров, который изо всех вузов мира предпочел послать свою дочь учиться в Лондонскую школу экономики.
Бен Макинтайр (Ben Macintyre)
21 января 2008
"The Times" (Не мешайте нам петь наши мадригалы, Владимир)
Источник: ИноСМИ.Ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.