Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
06.02.2008
О людях и механизмах

В студии Алексея Левинского вышел спектакль по текстам Сорокина

 

У сорокинских текстов не слишком счастливая сценическая судьба: их и читать-то страшно, а как перевести весь этот морок на язык сцены? Но театральный экспериментатор Левинский подобрал к ним ключ - оказывается, в театре Сорокин может быть очень смешон.

 

Алексей Левинский

Студия "Театр" Алексея Левинского живет тихо и незаметно - скромное помещение, маленький зал, никакой рекламы, спектакли, рассчитанные на ценителей театра. Ее отец-основатель, талантливый режиссер и артист, никогда не знал коммерческого успеха, да он Левинского и не интересует: для него важнее другие вещи. Возможность экспериментировать, игра ради игры, занятие чистым искусством - такими людьми, в таких маленьких зальчиках и живет сцена. Новая премьера его студии поставлена по двум текстам Владимира Сорокина, называется она "Испуганные механизмы": в заглавии зашифрован смысл спектакля.

 

 

Первый текст, сильно сокращенная пьеса "Дисморфомания", рассказывает о том, как в сумасшедшем доме, под присмотром врачей, в терапевтических целях больные ставят Шекспира, путая "Ромео и Джульетту" с "Гамлетом". Действие разворачивается в Вероне перед Эльсинорским замком. Второй отрывок - из "Голубого сала", одна из любимых Сорокиным стилизаций под русскую литературу XIX века, нечто чеховско-бунинское, смесь, составленная по мотивам "Вишневого сада" и "Темных аллей". Героиня напоминает Нину Заречную, главный герой - то ли Треплев, то ли один из бунинских меланхоликов, второй герой - явная пародия на чеховского Дорна: подобие Заречной выгонят из имения в шею, подобие Дорна проткнут индейским метательным ножом. А испуганными механизмами являются герои спектакля, и очевидно, все люди вообще: у пациентов психушки больна душа, у обитателей имения с ней тоже не все в порядке. Жизнь оказывается механическим процессом: она молотит себе и молотит, так же бессмысленно и автоматически, как терзающие Шекспира безумцы. Прервать этот монотонный, засасывающий процесс можно только ножом.

 

 

Если бы Левинский и его студийцы играли это всерьез, спектакль оказался бы невыносим, но, к счастью, он полон юмора. Смешно все: и невероятная сосредоточенность, с которой безумцы скрещивают ежа с ужом, тасуя реплики персонажей двух шекспировских пьес, и даже деструкция, которой Сорокин подвергает язык. Перекореженные шекспировские реплики оборачиваются невнятным клокотанием, где бьются обрывки смысла: на бумаге это ужасает, на сцене кажется чрезвычайно забавным.

 

 

Только так, кажется, и можно ставить Сорокина: при всех стилистических достоинствах этого автора его вселенские претензии невыносимы. Когда сорокинский текст произносят актеры, это становится особенно очевидно - тут легко впасть то в невыносимое занудство, то в откровенную пошлость, а спектакль Левинского внятен и стилен. Коверкая шекспировские реплики, добавляя к тексту "Ромео и Джульетты" отсебятину, безумцы словно пытаются продраться к скрытому за ним главному, сакральному смыслу, открыть что-то чрезвычайно важное. Это остается верным и ближе к финалу "Дисморфомании", когда Шекспира окончательно вытесняют бессмысленные и непристойные, с жутковатой монотонностью повторяющиеся слова: "Покажи стружечки старушечке. Подари пупочек куманечку". В человеческой душе ворочается страшная, неосмысленная, первобытная мерзость, и Сорокин предлагает нам на нее полюбоваться. А театр снимает этот ужас смехом: некоторые вещи интересно читать, но на сцене, в исполнении живых, стоящих перед зрителем артистов они были бы невозможны.

 

Автор: Алексей Филиппов

 

Источник: Газета "Русский Курьер" №629, рубрика: Живая культура

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.