Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
08.02.2008
Гамлет на зоне
Гамлет на зонеНа импровизированной сце­не уютно дремлет в гамаке Бальзаминов. Маленький человечек вздыхает во сне, переполнен радужными надеждами: уж больно ему хочется найти невесту, да не абы какую, а непременно богатую. В сладких сновидениях его окружают прелестницы, но они разлетаются в разные стороны при появлении словоохотливой свахи и хлопотливой мамаши будущего жениха.


Не буду пересказывать сюжет известного произведения: привлекает, что в данном его сценическом воплощении найдены новые нестандартные приемы. Актеры самодеятельные, но они так вдохновенно демонстрируют зрителям свои творческие возможности.


После спектакля говорю с исполнительницей главного персонажа. Весь состав женский, потому что речь идет о женской колонии, так что в роли Бальзаминова выступала Марина Петунина. Срок ее осуждения закончится лишь через четыре года. Прошлая ее специальность – администратор гостиничного хозяйства, и она никогда в жизни не участвовала в самодеятельности. Талант ее раскрылся лишь здесь, в колонии, когда она несколько лет назад пришла в коллектив под многозначительным названием «Если бы…» Спросила Петунину: какие роли ей еще хотелось бы сыграть? «Какую-нибудь женскую, – смеясь, призналась Марина, – например, королеву в красивом длинном платье…»


Не правда ли, необычное название у театра, созданного несколько лет назад в исправительной колонии №6, что в Орловской области,  – «Если бы…»? Существует необычность и в том, что театр – психотерапевтический. Это особая форма терапии, где, как убедились организаторы театра – психолог Галина Рослова, режиссер Юлия Ходокормова, другие сотрудники и воспитатели колонии, – осужденные женщины находят решение глубоких личностных проблем, свободное выражение чувств и эмоций.


Здесь сцена становится пространством желанной и успешной самореализации. В процессе занятий театральным творчеством осужденные утверждают свою новую социальную позицию, они воспринимаются окружающими как равноправные члены общества и в новых для них условиях жизни перестают чувствовать себя изгоями.


Когда задумывался театр, было решено, что руководить им должен профессионал.


Первые спектакли по Гоголю «Майская ночь, или утопленница», Островскому «Снегурочка» поставили преподаватель актерского курса Орловского института культуры В. Ломакина и хореограф Т. Бондарева. А уж потом была «Женитьба Бальзаминова» – яркие, смешные сцены из жизни провинциального холостяка, желающего обзавестись богатой супругой. Эту пьесу ставила главный режиссер театра выпускница Института культуры Юлия Николаевна Ломакина.


Кстати сказать, нынешнее основное место работы старшего лейтенанта внутренней службы Ломакиной – здесь же, в женской колонии. Она – начальник одного из отрядов, а руководит театром на добровольных началах.


Чуть позже в беседе с режиссером выяснилось, что до прихода в театр у той же Марины Петуниной были проблемы с памятью, но постепенно, изучая тексты новой роли, заключенная начала восстанавливаться. «В нашей труппе, – продолжает режиссер, – около 20 женщин. Коллектив постоянно обновляется – кто-то освобождается, приходят новенькие. Но у всех огромное желание проявить себя на сцене. И мы им в этом стараемся помочь.


Поэтому и театр «Если бы…» называется психотерапевтическим. Здесь с осужденными не просто ставятся спектакли, с ними работает не только режиссер, но и психологи. У нас есть танцетерапия, логотерапия, используются упражнения для снятия стрессовых ситуаций, для тренировки памяти. Да просто мы стараемся привить осужденным необходимые навыки для пребывания в колонии.


В скором времени, по словам руководства ИК-6, будет возможно условно-досрочное освобождение нескольких участниц психотерапевтического театра «Если бы…» Эти осужденные, между прочим, не хотят расставаться с театром и мечтают создать похожее творческое содружество на свободе из «бывших».


Только один самодеятельный коллектив, судьбы осужденных одной из колоний. А ведь подобная практика стала системой в жизни многих исправительных учреждений страны.


В Московском Молодежном театре Вячеслава Спесивцева совсем недавно было настоящее столпотворение: десятки телевизионных камер, режиссеры, осветители, корреспонденты множества газет и журналов, фотографы… Все буквально ломились в главный подъезд. В тот день в театр приехали гости из многих регионов России – самодеятельные артисты-осужденные были доставлены в столицу прямиком из колоний. То были воспитанники, как их называют, детских колоний. Хотя детьми их уже не назовешь – от 14 до 18 лет.


Это был заключительный этап фестиваля искусств «Амнистия души», проводимого Федеральной службой исполнения наказаний России и Молодежным театром под руководством В. Спесивцева.
В зрительном зале, что называется, яблоку негде было упасть. В гости на финал приехал сам Иосиф Кобзон. Он пропел всеми любимые песни, а потом дуэтом спел с одним из пареньков в робе.


Как создавался этот проект? Режиссер В. Спесивцев рассказывает:

 

– Когда директор ФСИН России Юрий Иванович Калинин поведал о задумке фестиваля «Калина красная», я подумал, почему бы не расширить его рамки, не разнообразить направления? И фестиваль явился доказательством того, что мы не ошиблись. Сейчас наша идея подошла к такому рубежу: шесть лауреатских номинаций! Огромное число деятелей культуры России решились на творческое сотрудничество с воспитательными учреждениями ФСИН.


Я посмотрел ребят из пятидесяти одной колонии. И могу с уверенностью сказать, что там есть очень талантливые люди. И какая созидательная работа идет!


Покорил зрителей своим почти профессиональным мастерством Белореченский (Краснодарский край) коллектив воспитательной колонии. В свой репертуар они смело внесли пьесы Леонида Андреева, Уильяма Шекспира. Пацаны показали отрывок из спектакля по поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского.


Победителем в номинации «Авторская песня» стал Ибрагим Алиев из Дагестана. Сочиненная им песня о матери прошибала слезу у многих присутствующих на этом концерте – нежная печальная новелла… Были и другие малолетние артисты среди 13300 человек, которые отбывают срок за свои преступления.


Но, как сказал на фестивале начальник Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России Виталий Леонидович Полозюк: «Когда люди соприкасаются с искусством, они буквально преображаются: открываются души, их поступки становятся чище, человечнее. У них появляется надежда и вера в будущее, которое ожидает их за порогом мест лишения свободы».


…Не так давно мне довелось побывать в «Камельке». Это театр-студия, что находится в ИК-29, колонии недалеко от Кемерова. Инициатором создания творческого содружества стала Галина Левчукова. Многим ее подопечным идея понравилась, но были сомнения: справятся ли колонисты, некоторые из них и книжку-то до сих пор в руках не держали, с трудными задачами, ведь «замахнулись» на «Собачье сердце» Михаила Булгакова.


Именно этот спектакль и стал первым в «Камельке». Премьера прошла на ура. И сил хватило, и возможностей. Лидером в самодеятельном театре сразу стал осужденный Дмитрий Камалин. Человек действия, он взвалил на себя и написание сценария, и обязанности режиссера, и роль городничего в комедии Н. Гоголя «Ревизор» – следующей премьере «Камелька».


…Прошлым летом Дмитрия перевели в другую колонию – поближе к дому. Но в его театре-студии осталось немало сподвижников. Познакомилась я с новым самодеятельным режиссером – Славой Нестеренко. С его участием увидела небольшую сценку из «Дипломата» по рассказу А. Чехова. Играл Вячеслав и его товарищи так, словно был давно за их плечами если не театральный вуз, то во всяком случае хороший драмкружок.


Это подчеркивают не только те, кто непосредственно руководит «Камельком», но и преподаватели, и студенты Кемеровского государственного университета культуры и искусства – они часто приезжают на репетиции и спектакли, проводят мастер-классы. Не жалея свободного времени, в колонию на «Камелек» заходит заведующая кафедрой местного института культуры Татьяна Георгиевна Овчарук. Она, педагог-новатор, прививает колонистам не только навыки драматического искусства, но и стремится сделать из них настоящих людей.


Учителя и воспитатели, начальники отрядов, с которыми я беседовала в этой мужской колонии, в один голос говорили: «Камелек» разбудил у осужденных все то доброе и светлое, что они хранили в глубине души и боялись показать другим. В них проснулось желание проявить себя с лучшей стороны. Взрослые мужики благодаря самодеятельному театру начали читать классику.


Что же до названия «Камелек» – тут все ясно и понятно. Это ведь маленький камин, где можно душу отогреть. И ото­гревают. Не об этом ли говорят строки из стихотворения осужденного Вячеслава Нестеренко: «Твори, поэт. Свое творенье, всю на бумагу душу лей. Сердцам людей пусть на мгновенье чуть-чуть становится теплей…»

Галина РОМАНОВА,
наш спец. корр., фото автора
Орел–Кемерово–Москва

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.