Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
14.04.2008
Дочь Шекспира
Театральная Москва узнала Агриппину Стеклову на спектакле «Дульсинея Тобосская» по пьесе Володина, где это чрезмерное во всех смыслах создание с крестьянскими ухватками и нездешней тоской по романтическим идеалам взяло на себя смелость отстаивать донкихотство даже тогда, когда сам Дон Кихот от него отрекся. Агриппина Стеклова - дочь Шекспира
 

Дочери Владимира Стеклова не надо было потом доказывать право на состоятельность — ее и так было видно. Тем более что не только отец, но и мама, и бабушка с дедушкой (известные провинциальные актеры Мащинские) «поработали» над ее актерской генетикой. От отца же Агриппина унаследовала еще темперамент, характер, внешность и огненную шевелюру. О которой грех было бы не спросить.

 

Некоторые артисты в основном из пластических искусств, бреются налысо, да и шаолиньские монахи тоже уверены, что волосы собирают отрицательную энергию. По-вашему, от волос есть какая-то польза, кроме эстетической?

 

Зимой тепло, летом прохладно. Если бы я когда-то испытала счастье (или несчастье) иметь лысую голову (что тоже эффектно смотрится при условии, что череп имеет правильную форму), то могла бы сравнивать. Если у вас был энергетически тяжелый день, вы в душе или ванной получаете колоссальное облегчение — вода, безусловно, несет живительную энергию. Но еще большее облегчение приносит мытье волос — не только ради их чистоты. Если они и накапливают какую-то энергетическую грязь, то они же нас от чего-то и защищают. В природе все гармонично. Ребенок рождается на свет лысым, но потом обязательно обрастает волосами. Так что не надо спорить с природой.

 

Но с судьбой вы поспорили — учились у Марка Захарова, вашу Дульсинею Тобосскую до сих пор многие помнят (я в том числе), а в «Ленком» не пошли…

 

А меня и не звали в «Ленком». У нас было очень грамотное взросление — мы учились не четыре, а пять лет, как и режиссеры. И могли целый год бесплатно играть свои дипломные спектакли. Но после четвертого курса все пошли показываться. Не без гордости могу сказать, что показы наши были небезуспешными. И так получилось, что первым театром, готовым нас принять, стал «Сатирикон». До сих пор не могу забыть, как нас здесь приняли. И до сих пор не устаю поражаться нашему худруку, который так удивительно и уважительно смотрит показы студентов. Несмотря на то, что мы потом показывались еще и получали предложения (я, в частности), такого одержимого приема не было нигде. Я, как и любой студент, была уверена в собственной гениальности и востребованности, но даже я потеряла голову от того, что обещал Райкин. И думала про себя — если даже половина сбудется, то уже прекрасно. Видите, какая была — уже тогда умудрялась «делить пополам», но ведь и он меня не подвел! Правда, поначалу у меня были бессловесные, безмолвные, обслуживающие роли, но я не переживала, играла «Дульсинею» и другие дипломные спектакли. А потом уже и «Сатирикон» полюбила. Тем более, что нас сразу много пришло. Гриша Сиятвинда, с которым мы дружили еще с поступления, были в одной десятке у Захарова, но он не попал к Захарову, а я не добрала у его мастера Аллы Казанской. Встретились уже в театре. Потом пришли Денис Суханов и Максим Аверин. Так что переход от училища к театру у меня прошел очень органично.

 

Тем более, что ваша актерская карьера началась еще раньше: в 12 лет вы уже играли дочь Шекспира в спектакле «Быть или не быть» — звучит грандиозно.

 

Я только помню, что поставил его горячо мной любимый режиссер Владимир Портнов. Сюжета этой пьесы Гибсона я уже не помню, помню, что в роли моего папы Шекспира дебютировал молодой и жутко талантливый Сергей Колтаков.

 

И каково было в 12 лет ощущать себя взрослой актрисой?

 

Да ничего особенного я не испытывала. У меня, кстати, была еще одна маленькая роль в спектакле «Не был, не состоял, не участвовал». Будучи дочкой и внучкой актеров, я и театр воспринимала, как часть своей жизни. Главной наградой была возможность прогулять ненавистную музыкальную школу. Впрочем, я могла прогулять ее и без всякого театра.

 

А как вы чувствовали себя в роли интервьюера в передаче «Сценограмма»? И почему она, кстати, закрылась?

 

Об этом надо спросить продюсеров канала «Культура» — возможно, на тот момент она себя исчерпала. Но это был для меня колоссальный опыт и, признаться, жуткий стресс. Если эта профессия и напоминала актерскую, то очень отдаленно. В день мы записывали по две-три программы, и, побеседовав за день с Галиной Вишневской, Арменом Джигарханяном и Юрием Соломиным, я буквально впадала в столбняк от перенапряжения. Многих из них я и видела-то близко впервые, а уж общаться на равных… Сейчас я пересматриваю эти программы и поражаюсь — неужели это была я?! Это ведь целые планеты. Особенно мне запомнились беседы с Михаилом Ульяновым, Львом Дуровым и Романом Виктюком. Мне даже не важно было, хорошо получилось или плохо — продержаться бы.

 

А бывали гости, которые просто оказывались не расположены к разговору?

 

Да, но это никоим образом не относится к вышеперечисленным. Не буду называть фамилии, но наша беседа с этой актрисой превратилась просто в блиц-опрос. Думала, с ума сойду. Под конец мне хотелось спросить ее — а вы, собственно, зачем сюда пришли? Это известная актриса, но… не планета. Я тоже человек эмоциональный, могу и повредничать. Никогда не пойду на интервью, если мне не хочется, найду тысячи уважительных причин, но уж если пришла, буду говорить.

 

Часто ли вам приходилось сталкиваться с таким понятием, как «формат»?

 

К сожалению. Конечно же, я не «формат». Как человек адекватный, я понимаю, что быть не форматным — счастье. Но иногда это мешает.

 

 

Влас Дорошевич как-то сказал — счастлив тот артист, в котором время его отразится, как в спокойной воде. Вам удается быть такой «спокойной водой», и какие черты нашего времени вам особенно хочется отразить?

 

Боюсь, что если начну формулировать, в словах потеряется многое. Лучше позвать на наши спектакли — «Макбетт», «Король Лир», «Ричард III». Иногда даже страшно, насколько тесно они связаны с политической ситуацией (хотя я совершенно аполитичный человек) и с отношениями в семье.

 

Вы проводили уже много спектаклей — «Кьоджинские перепалки», «Жак и его господин», «Гедда Габлер» и другие. Какой особенно жалко?

 

Это как детей сравнивать! Ну, конечно, «Кьоджинские перепалки» были праздником во всех смыслах. Моя первая роль на огромной сцене — да и вообще колоссальное количество дебютов на московской сцене тех артистов, которые завоевывают театральную Москву. В театр пришла новая генерация — и нас приняли, и мы никого не теснили. Репетировали мы просто одержимо. У меня было ощущение, что я еще в студенчестве — по затратам, по запалу, и при этом в профессиональном театре. Мне все нравилось — пьеса, партнеры, репетиции с Райкиным. И спектакль был выпущен легко, без надрыва. Я часто его вспоминаю, особенно, когда мой любимый режиссер Юрий Бутусов убеждает, что спектакль не может появиться на свет в радости. Пусть по любви, но в поту, крови и пытках. А мы с Гришей доказывали ему обратное, потому что нам было, с чем сравнивать.

 

Перед вами когда-нибудь стояли проблемы с пресловутой безразмерной сценой «Сатирикона», где трудно собирать внимание зала и нужно все время форсировать голос, перед вами стояли?

 

Это была моя первая сцена. А сейчас могу заявить безапелляционно — если я не больна, то меня слышно! Как и моих коллег по театру. В каких только ДК мне не приходилось играть. Партнеры мои надевали микрофоны, я — никогда. А те, кто говорит, что мы все время кричим, давно не был на наших спектаклях. У нас теперь существует очень хорошая система подзвучек — так что и шепот можем себе позволить. Дело не в крике, а в особой энергии «сатириконовцев».

 

В «Жаке и его господине» вы впервые встретились на сцене с отцом…

 

Да-а, актера-планета и по совместительству мой отец. С другой стороны — Райкин, актер фантастической величины для меня и по совместительству мой худрук. Да еще Володя мой затесался. Так что я оказалась в капкане. Это была моя первая главная роль — архисложная для любой актрисы. Если бы мне дали ее сейчас, я бы призадумалась. А тогда сразу схватилась. На мой взгляд, это удивительная, замечательная пьеса. Я думаю, что в итоге (наверное, имеет смысл это признать), пьеса оказалась лучше, чем спектакль. И моя роль мне далась тяжело, да и не знаю — далась ли.

 

 Вам всегда надо понимать до конца режиссерский замысел?

 

Нет, с Бутусовым вообще ничего не надо понимать — надо делать, что он просит, а думать дома, потом.

 

Вы можете понять, почему вам досталась Регана, а не Гонерилья, которая вроде бы по темпераменту должна быть вашей?

 

Я с месяц репетировала Гонерилью! Не знаю, что произошло в голове Бутусова, но он вдруг сделал сумасшедшую рокировку. Естественно, я ушла в оппозицию. Да что же это, возмущалась, мы же не марионетки, я роль размяла, сроднилась с Гонерильей. На что он мне сказал — Грань, ты порепетируешь, а если через какое-то время — ты только его выдержи — скажешь, что не можешь, мы оставим все так, как есть. Будешь играть, кого хочешь, хоть короля Лира. Оказалось, что он был прав. Я потом уже не смогла отказаться, и думала, что у меня лучшая роль. Причем каждая из нас так думает — вот как он сумел нас настроить. Мы ее во многом придумали — придумали непростые отношения с мужем, с обеими сестрами, да и с отцом. Обычно Гонерилья и Регана остаются в одной системе координат, стоят по одну сторону баррикад, а по другую Корделия. Они почти не отличаются друг от друга. А у нас был принцип, чтобы сестры все были разные. Лир говорит про Регану: «И этот лживый взгляд свидетельствует о ее двуличие». Регана в семье самая нелюбимая. Серединный ребенок. Старший всегда остается старшим, первенцем. О младшем, не скрываясь, говорят, что он самый любимый. А этой не досталось ни уверенности в себе, ни любви. Она все это в муже искала, но не нашла. Столько бед пало на голову бедной женщины — поневоле с ума сойдешь.

 

И как вы это все сочиняли?

 

Моим горячо любимым этюдным методом. Когда делаешь тысячи вариантов и отбираешь лучший. На него часто нет ни сил, ни времени. Но это единственный способ проверить правильность путь. Вот вы знаете, откуда появился мой Красный человек (муляж, с которым танцует овдовевшая Регана — ред.)? Из «Макбетта». Мы сочинили с ним множество этюдов, но тогда он не встал в «паззл» спектакля. Если бы вы знали, сколько гениальных этюдов моих коллег осталось за бортом! Вот уж действительно «репетиция — любовь моя». Так вот, этот Красный человек валялся в нашей репетиционной на Полковой, а Юра про него вспомнил — и родилась такая мощная сцена.

 

Вы растите приемную дочь вместе с родным сыном. Сложно ли вам обеим было адаптироваться к этой роли, уравнять детей в правах на вашу любовь? И называет ли она вас мамой в итоге?

 

Нет, мамой не называет, называет Граней, равно, как и мой Данилка называет Володю по имени (кстати, и меня может Граней назвать). Но это не значит, что ей очень сложно назвать меня мамой в разговоре с другими. Мы можем быть для них Граней и Володей, главное, что мы родители. Мы с ней большие подруги, а маму я вряд ли смогу заменить, да и нужно ли это? Нам сразу стало хорошо друг с другом, хотя это не значит, что мы какая-то сахарная семья, где боятся голос повысить. Конечно, они и цапаются, как любые брат и сестра. Но когда я слышу кровавые истории из жизни кровных родственников, думаю — Господи, золотые вы мои, как же мне с вами повезло. И ругаются, и сваливают друг на друга. Но так же и стоят горой друг за друга, врут, чтобы друг друга выгородить — все, как положено.

 

Я твердо убеждена, что для любого человека, а для ребенка особенно, много любви не бывает. Никогда не понимала людей, которые запрещают своим детям общаться с отцами, с матерями, бабушками, дедушками. Ведь чем больше людей любят твоего ребенка, тем большую подпитку он получает — эмоциональную, физическую, финансовую, в конце концов. Другое дело, никто не будет любить его так, как я.

 

Помимо отца, у вас есть и другие примеры для подражания в актерской профессии.

 

Да, мои дедушка с бабушкой по маминой линии были настоящими провинциальными звездами — Мащинский Михаил Иванович и Домашова Елена Дмитриевна. Бабушка — скорее героиня, редкая красавица, стильная, изысканная и эффектная — подавала всем пример, как одеваться, как себя носить. Да и дед был красавец. Бабушка была очень сильной личностью, а дедушке было очень приятно пребывать в состоянии скрытого подкаблучника (хотя его в жизни бы никто так не назвал). Он был фантастический эрудит, потрясающий шахматист (даже с чемпионским званием), страстный игрок в преферанс. Это умная игра — не в дурака и не в рулетку. Он и меня научил сносно играть — так, что даже мужчины меня терпят за игрой (обычно женщин оттуда гонят). В общем, имел совершенно не актерский склад ума и мыслил очень оригинально. Наша завтруппой Надежда Михайловна Клинцова (моя «мама» в театре) — тоже астраханка, как и мои родители. Придя в «Сатирикон», она сказала мне: «Гранька, тебя, наверное, заочно любят потому, что ты Володина дочка. А я тебя заочно люблю потому, что ты — внучка Михаила Ивановича и Елены Дмитриевны». Они оставили о себе добрую память в нескольких городах России — Астрахани, Краснодаре, где я, собственно, и родилась, Гомеле, а последний город — Симферополь, где они и похоронены. Там был очень сильный театр, многие актеры поступали потом на киевские сцены. И когда мы приезжаем в Киев на гастроли, ко мне за кулисы приходили их партнеры, выражая мне свое уважение — очень сильное чувство. Я страшно жалею, что мои дети их по-настоящему не узнали. Я купалась в огромном море любви — даже с родительской не сравнить.

 

А маму по папиной линии я застала уже довольно старенькой. Она тоже была натурой творческой — потрясающе пела. Хотя профессию имела самую приземленную — бухгалтер. И никогда не расставалась с огромными счетами, игнорируя появившиеся калькуляторы и прочие чудеса. Мы переехали в Москву и жили вчетвером в квартирке, которую мои друзья называли телефонной будкой — пятнадцать метров. И всегда на почетном месте громоздились эти счеты, на которых она все просчитывала и пела.

 

А как познакомились ваши родители?

 

Раньше мамы моего отца увидел дед. Что-то вроде перед сеансом в кинотеатре молодые актеры читали стихи. Дед пришел и рассказал маме с бабушкой, что видел сегодня парня, который произвел на него неизгладимое впечатление. Огненная голова, весь огненный, не выговаривает ни одной буквы алфавита, но энергия у него такая, что стены прошибает. Дескать, никогда не слышал, чтобы так читали Есенина. Позже, на одном из свиданий, мама взяла папу под руку, ее рука была в перчатке, и он подумал, что все точь-в-точь, как в «Мастере и Маргарите», только желтых цветов не хватает.

 

А ваша мама…

 

 … давно не играет. Она была хорошей актрисой — даже я смею это утверждать, хотя видела ее на сцене в детстве. И многие не понимали, почему она оставила сцену. Сначала у нее была надежда вернуться в театр, но по прошествии лет стало очевидно, что в Москве это невозможно. Она больше не стала испытывать судьбу и пошла дальше. Стала администратором, потом главным администратором, долго работала в театре Вахтангова, теперь директор антрепризы. Я восхищаюсь, как она идет вперед, и годы не властны над ней. Любознательная, въедливая, способная признать, что не все знает. Даже компьютером овладела так, что и детей моих перещеголяла. И все это гармонично, без ущерба для себя, не из желания доказать кому-то назло, а просто потому, что смогла спокойно перевернуть страницу и жить сегодняшним днем.

 

Родителям важно было, что за актер избранник их дочери?

 

Папа недавно где-то сказал, что они с Володей в хорошем смысле на ты. Собственно, месяц назад мы узаконили наши отношения перед государством и скрепили союз перед Богом. Прожив вместе десять лет. Для моих родителей и Володиной мамы это было огромное событие. Да и для наших детей тоже — так трогательно они нас благословляли. Венчались в знаковой для нас обоих церкви — Церкви Вознесения Господня на Большой Никитской, где венчались Пушкин и Гончарова. Еще это совпало с Володиным юбилеем. Да и друзья наши сказали — пора уже.

 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.