И не перечислить всех попыток связать туманный Альбион с большой землей. Наиболее реальная из них пришлась на 1957 год. Тогда была сформирована исследовательская группа, наработки которой легли в основу генерального плана. Его осуществление начали в 1973 году - из-за финансовых проблем рытье туннеля в который раз сорвалось, - а затем в середине восьмидесятых. В начале 1986 года правительства Франции и Великобритании наконец-то подписали в Кентербери договор по строительству туннеля.
Он, согласно проекту, должен был соединить французский Кале с английским Фолкстоуном. Признаться, не самый короткий путь. Однако почва для рытья тут гораздо благоприятнее. Предполагалось работать в податливом меловом геологическом слое, поэтому глубже, чем было изначально задумано: примерно на полсотни метров ниже дна. При этом получалось, что южная часть должна была пролегать глубже северной. Французам пришлось сперва бурить шахту глубиной 60 метров, чтобы достичь песчаника, и оттуда уже пойти в британскую сторону.
Решение было политическим - Франция и Британия стремились подтвердить свой статус великих держав. Экономические же расчеты подкачали. Туннель должен был обеспечить значительное увеличение пассажирского и грузового оборота между континентом и Британскими островами. Однако с его окупаемостью вышла заминка. Тарифы должны быть конкурентоспособными по сравнению с морскими и авиационными перевозками, но при этом не учитывалась стоимость возведения уникального сооружения, которая изначально была занижена в разы.
Впрочем, прогнозы скептиков не остановили энтузиастов. На протяжении семи лет 15 тысяч рабочих днем и ночью вели подземный канал. Строители шли вслед за 11 специально разработанными проходческими щитами с диаметром ротора 8 метров. Бурильные машины вгрызались в известняк вольфрамовыми "зубами" с частотой вращения 2-3 оборота в секунду. Похожие на гигантских червей, проходческие щиты по мере продвижения вперед телескопически растягивались до 200 метров, защищая своими бронированными отсеками, словно панцирем, рабочих. Вынутый грунт поступал на конвейерную ленту и удалялся.
Впоследствии подсчитали объем извлеченной земли. Он составил 8 миллионов кубометров - втрое больше, чем объем египетской Великой пирамиды. Французы извлеченный грунт размыли в море, англичане же насыпали искусственный полуостров площадью 36 гектаров, который назвали именем Шекспира. Сегодня там парк. Любопытно, что потомки галло-римлян и островитяне по-разному обошлись и с машинами. После того как буры встретились, французы свои щиты разобрали и вывезли, британцы же отвели механизмы в сторону от основного туннеля и бросили их под землей.
1 декабря 1990 года ровно в 12 часов 12 минут и 12 секунд на глубине 40 метров от дна пролива французский рабочий Филипп Козетт отложил кирку (последние метры туннеля вырубались вручную) и через образовавшуюся в известняке дыру пожал руку своему английскому коллеге Грэму Фэггу. Для того чтобы проходчики встретились в заданной точке, использовалась лазерная система позиционирования. Благодаря ей погрешность на трассе в 50,5 километра составила лишь 358 миллиметров по горизонтали и 58 миллиметров по вертикали.
"Обновленный "Евротуннель" превратился сегодня в настоящий станок для печатания денег, - гордо сообщил всем и вся главный подземный администратор Жак Гунон. - Только в первом квартале этого года трафик вырос на 11 процентов... В связи с приближающимися Олимпийскими играми в Лондоне у нас станет еще больше работы". С последним не поспоришь. Одно непонятно, зачем Гунону надо было так долго ждать, чтобы свести к хрупкому равновесию дебет и кредит восьмого чуда света.
Кирилл Привалов
Источник: Итоги