Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.04.2008
История убийства, о котором все знали заранее. О том, как надо внимательно читать пьесы

Евгения Абелюк, Елена Леенсон при участии Юрия Любимова. Таганка: Личное дело одного театра. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 648 с., илл.

 

 

Однажды Владимир Набоков обмолвился, что его знаменитый роман Bend Sinister посвящен в числе прочего идиотизму тоталитарных государств, готовых ради сиюминутной потребности «убить курицу, несущую золотые яйца».

 

Читая книгу современных исследователей театра Евгении Абелюк и Елены Леенсон, основанную на архивных материалах обсуждений и репетиций спектаклей, периодики того времени, мемуарах, документах госбезопасности, поражаешься тому свирепому идиотизму государства, которое само создает собственных противников из числа собственных граждан.

 
 

Различные цензурные вмешательства в выбор репертуара и актеров, сценические решения, наконец, прямой запрет спектаклей привели к постепенному умерщвлению Театра на Таганке, а самого мэтра к эмиграции.

 

А ведь, по сути, Юрий Любимов свою режиссерскую карьеру начинал как вполне законопослушный коммунист, всей своей предшествующей жизнью доказавший верность режиму. Не думаю, что среди его критиков оказалось много ветеранов, выходивших с гранатой против нацистских танков, а среди многочисленных перипетий биографии Юрия Петровича был и такой факт. Впрочем, к собственным подвигам Любимов относился с юмором: «Вот выгонят из театра, пойду устроюсь швейцаром. У швейцара должны быть медали, а у меня они есть».

 

С чего начался конфликт? С методов. Любимов хотел возродить авангардные постановки первых лет революции (театр «синей блузы»). Однако столь невинная идея эстетики революционной романтики привела к перманентной конфронтации и… в общем, как там у Галича: «Началось все дело с песенки, а потом – пошла плясать». По сути, уже первый его спектакль по пьесе лояльнейшего коммунистам германского драматурга Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» (1964 год) советская цензура планировала закрыть с лицемерной a la иудушка головлев формулировкой: «чуждости народу». Однако собранные, чтобы осудить «оторвавшегося (зарвавшегося?) от народа» режиссера, представители двух заводов неожиданно поддержали дебютный спектакль. Вот уж воистину: «власть исходит от народа, но куда она приходит и куда она заводит»…

 

Вмешательство цензоров доходило до уровня элементарного кастинга: первоначально Владимиру Высоцкому было отказано в исполнении заглавной роли в спектакле «Гамлет» (1971 год).

 

Естественно, что и театр, и режиссер не были безгрешны и совершенны. Но цензурное предложение, например, заменить песню «Сегодня в нашей комплексной бригаде» из спектакля памяти Высоцкого на «Жираф большой» с мотивировкой «тоже про животных, и не надо порочить комплексные бригады» выглядит уже как какой-то фарс в традиции Ионеско или Кафки, достойный в качестве ответа отдельной драматургической постановки. Или нецензурного ответа. Или цензорская фраза о стихотворении «Реже, меньше ноют раны»: «Может, не стоит трогать тему инвалидов. Я сам не воевал, но хорошо помню этих омерзительных обрубков в вагонах… Нужно ли их вытаскивать на сцену». Она вызвала возмущение мэтра.

 

А по поводу ошибок… Однажды Высоцкий предложил Любимову сыграть Гамлета бородатым. «Никогда бородатого Гамлета не было на сцене», – с удовольствием повторял Владимир Семенович. Но Юрий Петрович почему-то довольно эмоционально категорически отказал артисту. Парадоксально, но Гамлет, согласно пьесе Шекспира, и должен был быть с бородой. Иначе почему он ей клянется. А ведь и Высоцкий, и Любимов неоднократно читали текст пьесы. И не заметили этого факта. Как и другого факта, тоже касающегося внешнего вида Гамлета: «он толст и тяжко дышит». Вот на что должны были обращать внимание цензоры, а не выискивать «политическую пошлость» в спектакле «Живой» или же запрещать «Бориса Годунова» из-за введения военного положения в Польше (антипольские реплики) и «навязывания зрителю мысли об исторических параллелях представленных событий с современной действительностью». Так что риторический вопрос: с кем вы, мастера культуры, – ответа не требует. И так все понятно. С Юрием Любимовым. А вот с кем вы, мастера ножниц и других цензорских инструментов, коль так резво готовите собственных врагов? Хотелось бы знать.
 
 
 
2008-04-24
 
 
Источник: НГ Ex Libris

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.