Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
30.05.2008
Усилия любви принесли плоды
Комедия Шекспира «Бесплодные усилия любви» в постановке Льва Додина оказалась спектаклем ожидаемо элегантным и неожиданно бесшабашным.  

 

Ровесники додинских выпускников, играющих Шекспира, будут воспринимать спектакль, как он есть. Для тех, кто видел предыдущие «Бесплодные усилия», которые Додин поставил на своем курсе в 79-м, неизбежны сравнения. Тот курс знаменитый, их дипломным спектаклем были «Братья и сестры», сейчас его выпускники — несущие конструкции уникальной труппы МДТ. Комедию Шекспира они играли, будто отдыхая от душевных нагрузок «Братьев».

 

Такой ироничный и любовный взгляд на учеников раньше был нам знаком лишь по Мастерской Петра Фоменко. Теперь подобное открылось в педагогике и жизни 64-летнему Льву Додину. 

 

Нынешний курс тоже три года грыз гранит трагической «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана — и теперь мастеру захотелось их как бы отпустить, дать порезвиться, побыть легкими, обаятельными. Но тридцать лет, конечно же, не прошли для выдающегося режиссера попусту — спектакль совсем-совсем другой.

 

«Картинка» стильно, по-европейски аскетична. Александр Боровский предложил темные дырявые колонны, их лесом порос весь планшет. По ним герои поднимаются, зависают на высоте, буквально плавают в воздухе, осваивая всю кубатуру сценического пространства, — беспримерное додинское умение строить мизансцены.

 

Костюмы — белые штаны, рубахи, платья. Поначалу набедренные повязки: в них король Наварры с придворными предаются гимнастическим упражнениям, сжигая переизбыток энергии, образовавшийся из-за принятого ими экстравагантного решения «три года женщин не видать». Не вышло: с дипмиссией прибывает французская принцесса и придворные дамы, все, само собой, друг в друга немедленно влюбляются, закипает круговерть обманов, ошибок и всего прочего, что в таких случаях Шекспир большой охотник навертеть.

 

Шекспир, впрочем, изрядно подправлен. Пьеса даже не сокращена, а обкорнана — и по тексту, и по персонажам. Зато когда согласно сюжету наваррцы являются к француженкам, переодевшись московитами, юноши выходят в оперно-онегинских пальто, в цилиндрах и объясняются с дамами словами романса Чайковского «Нет, только тот, кто знал». Но эта буффонада скоро сползает в печаль, приходит известие о смерти отца принцессы, все кончено, все грустно разошлись. Праздник молодости прошивают собой два зрелых актера (как раз с курса «Братьев и сестер») — Игорь Иванов и Александр Завьялов — в возрастных характерных ролях. Их работы звучат как виртуозное виолончельное соло посреди бойкого ансамбля деревянных дудочек.

 

Дмитрий Циликин

Для Ведомостей – Санкт-Петербург

30.05.2008, №98 (2120)

 

 

Источник:  Ведомости

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.