Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
08.06.2008
Двадцать витков «Карусели»
20 лет назад состоялся первый спектакль театра в исторических памятниках «Карусель».
 
Театр и родился-то на улице. Сказать «давно» - ничего не сказать. Без элементов  театрализации не обходились самые древние, самые ранние языческие обряды. Это потом театр стал окультуриваться драматургией, историческими и вымышленными персонажами, обзавелся сценой и зрительным залом, тоже поначалу под открытым небом в виде греческих амфитеатров, и, наконец, начал строить себе отдельные здания, - от простых, вроде шекспировского «Глобуса», до помпезных императорских с бархатными креслами партеров и шикарными ложами для vip-персон. Казалось бы, живи, игрун, в своей сценической коробке и фанерных замках под искусственной луной да звездами из фольги и не высовывайся. На самом деле театр с улицы никогда не уходил, хотя бы в виде балаганов и театрализованных народных гуляний. Исполнительское искусство всегда тяготело к пленэру и ландшафту, городскому и не очень, будь то балеты в дворцовых парках,  или полюбившиеся европейцам классические концерты мировых знаменитостей на больших лужайках, усеянных расположившимися пикником благодушными слушателями, не говоря уже о пространствах стадионов и городских площадей.
 
20 лет назад состоялся первый спектакль театра в исторических памятниках «Карусель».
Граду Пскову с его уникальной архитектурно-исторической данностью помимо духовного предназначения вроде бы на роду написано быть местом театрализованных представлений о героическом прошлом. Дабы современные псковичи, вглядываясь в глаза воскрешенных театральным действом предков, открывая в них свои же забытые ныне достоинства веры, духовности и воинской доблести, удобнее видели самих себя, свое величие и свою же нерадивость, готовность к самопожертвованию и мелкую корысть. Видели, например, как матери расплачиваются сыновьями за твердолобость правителей и стратегические промашки военачальников. Все это природным своим режиссерским чутьем увидел тогда Вадим Радун, увидел как безжалостную историческую круговерть, втянувшую в себя судьбы живых людей, потомками коих мы являемся. Увидел и назвал: Театр исторической хроники «Карусель». С тех пор круг за кругом, вот уже двадцать лет, кружит театральная «Карусель» по городам и весям, памятным местам и болевым точкам российский истории.
 
Немного нас, участников первого спектакля, осталось теперь в театре, но мы хорошо помним вечер 29 мая 1988-го, когда у Покровской башни первые зрители увидели «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков» (по пьесе «Стена» В. Карасева). В том самом месте, где четыре века назад в день Рождества Богородицы поляки начали главный штурм псковской крепости, вновь встревожились колокола, накатил волнами конский топ ворогов и выплеснул перед зрителями самого Батория со свитой, и закружились, всхрапывая, кони в прожекторах, и вопросил король  канцлера Замойского: «Как, как взять Псков?!» Возникают картины жизни осажденного города: вот к изможденным голодом псковичам обращается со словом утешения архимандрит Тихон, совсем по-другому говорит с ними славный воевода Иван Петрович Шуйский, а вот старцу Дорофею является на облаке Богородица: «Заступница! Заступница пришла!..» Выстояли. Начав осаду в августе 1581-го, в феврале следующего Баторий бесславно уйдет от Пскова. И прозвучат последние слова спектакля из уст царя Ивана: «Милостью Божией и воинством русским Псков стоит!» Впечатление для зрителей – да и для актеров тоже – было незабываемое.
 
20 лет назад состоялся первый спектакль театра в исторических памятниках «Карусель». 
О «Карусели», как о явлении, заговорили в центральной прессе, появился цикл программ на первом канале телевидения, подготовленный Екатериной Андронниковой, одно за другим следовали приглашения на фестивали, на юбилеи русских городов: 700-летие Выборга, 700-летие Приозерска, 500-летие Ивангорода. В 1994 году театр стал официальным участником Игр Доброй воли в Санкт-Петербурге.
 
Но дома, в Пскове, вместе с почитателями явились и яростные противники театра в исторических памятниках. Зазвучали слова «святотатство!», «долой театральные игрища на святом месте!», появились глумливые надписи на афишах. Разгорелись многочисленные дискуссии – очные и на страницах печати, – свидетелем и участником которых довелось быть и мне. В чем только ни обвиняли, даже в попытках поссорить Россию с Ватиканом. Сейчас, спустя годы, стало очевидно, что тогдашние отрицатели «Карусели» просто не любили театр как таковой. Что ж, в том греха нет: множество людей обходятся без театра (как, впрочем, и театр  без них) и не включают его в сферу культурных интересов (чаще всего – вместе со всей культурой), и – ничего, живут. Но в том-то и дело что нападающую сторону не интересовали художественные достоинства или просчеты, их возмутило посягательство на привычный уклад жизни, они словно забыли, что город принадлежит всем псковичам, а не только тем, кто театр терпеть не может в принципе.
20 лет назад состоялся первый спектакль театра в исторических памятниках «Карусель».
Между тем, вместе с количеством спектаклей ширилась и география псковской «Карусели», в несколько лет превратившейся в первый и пока единственный в России репертуарный театр на открытом воздухе. Особенно запомнились «Петр и Алексей» В. Рецептера на площади Петропавловского собора, усыпальницы российских императоров, «Павел I» Д. Мережковского и А. Сеплярского во внутреннем дворе Михайловского дворца (Инженерного замка), где в марте 1801-го был убит император, «Не в силе Бог, но в правде» по пьесе М. Варфоломеева «Александр Невский» на соборной площади Псковского кремля и перед собором святой Софии в Вологде. В орбиту «Карусели» вошли А. С. Пушкин («Россия, встань и возвышайся!» по поэме «Полтава»), Н. В. Гоголь («Ночь перед Рождеством»), А. Н. Островский («Василиса Мелентьева»), Л. Мей («Псковитянка»), В. Шекспир («Король Лир»). Мы играли пушкинских «Цыган» на берегах Великой, Псковы, Сороти, под стенами Петропавловской крепости и Вологодского кремля. Появились и современные авторы. Тысячи зрителей увидели наши спектакли в Ярославле, Костроме, Санкт-Петербурге, Старой Ладоге, других городах России и Псковской области, «Карусель» - многолетний участник и лауреат фестиваля спектаклей на открытом воздухе «Голоса истории» в Вологде.
 
Конечно же, история «Карусели» связана, прежде всего, с именем ее отца-основателя и режиссера-постановщика Вадима Радуна. Теперь спектакли на пленэре не редкость: сплошь и рядом театры, даже крупные столичные, включая Большой, выносят свои спектакли на открытый воздух, практически ничего в них не меняя. Но в том и разница, что В. Радун умеет так режиссерски вписаться в естественную и историческую среду, что у него «работает» всё – крепостные стены, храмы, деревья, звездное небо, река, - в каждом спектакле они включены, вплетены в театральное действо и составляют с ним одно целое. Но и для многих псковских актеров роли, сыгранные в «Карусели», стали серьезными творческими достижениями и откровениями для зрителей: Баторий, Александр Невский и Лир Юрия Новохижина, старец Дорофей и Петр I Валерия Порошина, Павел I и царевич Алексей Владимира Свекольникова, Шуйский Геннадия Золова, Василиса Мелентьева Надежды Чепайкиной, - всех не перечтешь.
 
Изменилось и отношение к «Карусели». Но нет-нет да и раздастся голос какого-нибудь не в меру рьяного радетеля Православия: не то, мол, вы, ребята, делаете, не там и не так. Проблемой отношений Церкви и театра я занимаюсь давно (эссе «Есть ли Бог на сцене?» опубликовано в центральных изданиях), на многие вопросы даны авторитетные ответы, многое проанализировано и разъяснено. Но окончательное и, что важнее всего, соборное мнение высказано самой Церковью в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году: «Светская культура способна быть носительницей благовестия. …Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу» (XIV, 2). Поскольку «Основы» включены в обязательную программу духовных учебных заведений, есть надежда, что и наши пастыри дочитают до этого места.
 
К сожалению, псковский театр теперь не в лучшей форме: из-за хронических финансовых недомоганий ослабла труппа, да и производственные мощности не те. Вряд ли мы сегодня смогли бы одолеть такой проект, каким был «Сказ о прихожении…» Но – надеждой жив человек. И времена, в какие нам выпадает жить, не теряют главного своего свойства – они меняются. И не всегда к худшему.

Вик. Яковлев


Источник: Псковская Лента Новостей

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.