Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
11.06.2008
Под Звенигородом открылась Летняя театральная школа

Петр Фоменко показал классПетр Фоменко показал класс.

В июне, когда московские театры мужественно доигрывают сезон, конкурируя с дачами да антальями, центр творческой активности переместился далеко за пределы Садового конца и даже МКАД – под Звенигород. Здесь открылась Летняя театральная школа для 120 русскоязычных актеров из 27 стран, от Таджикистана до Великобритании. Результатом месячного пребывания в пансионате Союза театральных деятелей должны стать… шесть полноценных спектаклей: «Попутчики» по рассказам Шукшина, сказочный боевик «Кот в сапогах», хореографическая композиция по песням военных лет «Письма памяти», пластический «Бомжовый блюз», мюзикл «В джазе только девушки» и просто «Воспитанница» Островского.


Потянет на целый репертуар.


Еще более внушительным выглядит список мэтров, согласившихся провести мастеркласс для гостей: Олег Табаков и Александр Калягин, Андрей Дрознин и Анатолий Смелянский, Леонид Хейфец, Лев Дуров и Александр Ширвиндт и, наконец, два режиссера, которые сегодня ассоциируются с русским театром не только у русскоязычных, но и у остальных европейцев, – Лев Додин (на закрытие) и Петр Фоменко (вначале, чтобы сразу установить самую высокую планку).


Зная нелюбовь Петра Наумовича к публичным выступлениям, литым формулировкам и истинам в конечной инстанции, становится понятно, что его согласие дать мастеркласс – почти чудо. И даже добравшись до Звенигорода он, как мог, сбивал пафос – предложил вместо занятий сыграть в футбол («два тайма по 45 минут – как раз половину времени убьем»), забраковал «нормальный» зал со сценой, потребовав равенства, так сказать, над уровнем моря для всех участников процесса.


Петр Наумович прихватил с собой новенький, еще не обыгранный синтезатор и стажерскую группу, набранную больше года назад «для повышения квалификации», – актеров из «Луны», «Et cetera», Моссовета, Ленкома, МТЮЗа, из Питера, из ниоткуда, из Италии и Франции, наконец (красавица Наджа Мэр, обучаясь театру по-русски, еще ни разу не играла профессионально на родном французском). Вместе натаскали откуда-то столов, стульев, веток, наплели венков из одуванчиков – и на чопорный дворец, и на свободный Арденский лес хватило материала. «А полезно так иногда «расстелить коврик» неизвестно где… Не думайте, что, уходя, я завещаю вам (напыщенно) верить в действие или перспективу роли, – заявил Петр Наумович под дружный хохот. – Театр – дело практическое». И показал на практике сшитый на живую нитку, незавершенный, несовершенный, наполовину сымпровизированный в незнакомом пространстве, но абсолютно живой спектакль «Сказки Арденского леса» «для старших школьников и младших взрослых», который должен в будущем венчать работу с тажерской группы «Мастерской Петра Фоменко».


«Сказки Арденского леса» по мотивам шекспировской комедии «Как вам это понравится» написал Юлий Ким, однокашник Фоменко по педагогическому институту – этому «месту ссылки» бывший студент Школы-студии МХАТ Петр Фоменко, изгнанный за хулиганство, обязан друзьями на всю жизнь. Собственно, со «Сказок Арденского леса» началась театральная «карьера» Юлия Кима – аж в 1968 году однокашник Фоменко предложил ему написать что-то вроде зонгов для комедии «Как вам это понравится». Друзья валялись на берегу Днепра и вдохновенно кромсали Шекспира, впихивая в образовавшиеся лагуны песенки Кима. А рядом Анатолий Эфрос с текстом «Ромео и Джульетты» изумлялся: я, мол, ни одной строчки вычеркнуть не могу.


На что вдохновенные «осквернители праха» Шекспира парировали – вам, дескать, легче, у вас трагедия.


Спектакль закрыли после первых же гастролей, несмотря на дорогие декорации и изумительную Ольгу Яковлеву-Розалинду. Припомнили тестя Кима, диссидента Петра Якира, – 1968 год все-таки. Такова театральная легенда.


Второй раз шекспировская комедия, превращенная Юлием Кимом в «Сказки Арденского леса», появилась в Ленинградском театре комедии спустя тринадцать лет с Михаилом Светиным, Виктором Сухоруковым и другими замечательными артистами. Но Петр Наумович повторял, что Бог любит троицу – надо, чтобы в Москве появились «Сказки Арденского леса». Чуть ли не репетиции с Олегом Меньшиковым должны были начаться.


И только сейчас – тьфу-тьфу – стало получаться. Куда ж Москве без Арденского леса? Под занавес участники школы, дружно плюнув на обед, все-таки раскрутили мэтра на вопросы, на которые он отвечал в духе: «Я знаю, что я ничего не знаю»: – Поиски звука надо начинать с абсолютной тишины, а поиски света – с полной темноты. Это не я придумал. Помните, у Блока: «Познай, где свет, – поймешь, где тьма».


– Ничто нельзя выбрасывать из прожитой жизни, ничто нельзя преодолевать, вычеркивать. Это все равно что сказать – забудь о прошлой женщине. Как можно? – Когда говорят: «Я знаю, как поставить», – это очень хорошее предубеждение. Его надо беречь до практического осуществления.


– Вы спрашиваете меня о способах работы с артистами – да это то же самое, что спросить о способах любви. Если говорят о способах любви, подразумеваются «занятия любовью». Хорошая такая потребность, здоровая. Но это не любовь.


– Показывать – порочный способ репетиций, но мы только так и живем. Конечно, надо подвести актера к тому, чтобы он почувствовал, что все наши находки родились у него внутри. Все уже было в театре до нас. Не было только вас или вас – каждого конкретного человека. Как музыкант видит за нотной графикой мелодию, гармонию, полифонию, так и мы должны видеть за словами суть событий. И тогда возникает совпадение профессии и человеческой природы.


– Учиться надо всю жизнь – и не только от профессуры и златоустов. Учиться надо друг у друга – это, может быть, даже важнее. Учеба может спасти и сохранить даже в тупике. Кстати, тупик – это самое продуктивное состояние. В тупике начинается колоссальное действие.


– Я вам напоследок задание дам: учитесь слышать глазами и видеть ушами. Я как-то видел один фильм о Бетховене – вульгарный, конечно. Но там замечательно показали, как он сочинял тему рока в Девятой симфонии, будучи уже совершенно глухим.


Источник: Вечерняя Москва

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.