Шекспир — непревзойденный мастер передачи тончайших нюансов первого романтического чувства. Если бы не упертое отторжение молодежью всей классики, лучшего чтения для юных ромео и джульетт не найти. Но в Малом драматическом умеют освежить историю. Взявшись за комедию «Бесплодные усилия любви», Лев Додин неожиданно сделал спектакль не просто современный, но проникновенный и лиричный, что этому режиссеру не свойственно. В предыдущих постановках он зарекомендовал себя циничным философом, равнодушным к таким частностям, как юношеская влюбленность. В новой работе эмоции героев выходят на первый план, потеснив идеологию.
Додин сократил шекспировский текст, убрав несколько сюжетных линий, что добавило действию динамики. На главные роли назначил актеров из молодежной студии театра, которым и в роль вживаться особо не пришлось, чтобы передать чувства, обуревающие их персонажей. Ведь, по правде сказать, что могло измениться в томительных переживаниях первой влюбленности за последние 400 лет? Поиски идеала, мечты о первом поцелуе, мучительное стеснение, мешающее говорить и думать, — актеры с легкостью вовлекают зрителей в этот бурлящий водоворот отношений.
Сюжет чем-то напоминает голливудские молодежные комедии. Главный герой, атлетически сложенный молодой король Наварры (Владимир Селезнев), и его друзья дают обет безбрачия. Спектакль начинается с почти фарсовой сцены, в которой трое юношей в набедренных повязках усмиряют свой сексуальный пыл, стоя на голове. Но они быстро забывают свои клятвы и гимнастику, встретившись с очаровательной французской принцессой (Дарья Румянцева) и ее подругами Розалиной (Елизавета Боярская) и Марией (Елена Соломонова).
Герои мгновенно влюбляются в друг друга, и начинается веселая кутерьма с тайными свиданиями, первыми поцелуями, ревностью и примирениями.Они молоды и еще не испорчены высшим светом, чувства для них гораздо важнее, чем титулы и наследство. Но увы, окружающий мир редко бывает снисходителен к идиллиям. Умирает французский король, и в один момент главные герои из пылких влюбленных становятся правителями. Принцесса и ее фрейлины вынуждены уехать, романы завершились, не успев толком начаться. Молодость — это недостаток, который быстро проходит, говорит и сам Шекспир. Вот он, ожидаемый додинский подвох. Позволив героям помечтать, он стремительно и жестко спускает их с небес на землю.
Малый драматический театр (МДТ) – Театр Европы
У. Шекспир. В гл. ролях: Е. Боярская, А. Старостина, Е. Соломонова
Источник: Timeout