В программе «Гала-премьеры» Кшиштоф Занусси представил свою новую картину «Черное золото». Фильм о любви, смерти, мести, и, конечно, не без религиозного подтекста. Мы встретились с Занусси, который, кстати, прекрасно говорит по-русски, чтобы поговорить о его фильме, будущей работе и мировом кинематографе.
- В фильме очень сильна религиозная тематика. Насколько важно для вас говорить о Вере и неверии?
- Это важно для всего человечества не только для меня. Человечество развивалось благодаря разным религиям, и не было такого периода, чтобы человечество жило без какой-либо религии. Значит это какая-то необходимость для нашего существования.
- Но при этом, у вас так же сильно показана и мистика?
- Религия без мистики не существует, тогда это будет всего лишь моральным порядком. Религии - это метафизика и этика. Мистика - это контакт с реальностью, которая на первый взгляд не доступен.
- Режиссеры, снимая кино, всегда задают и отвечают на один и тот же вопрос. Изменился ли этот вопрос в последнем фильме по сравнению с первым?
- Всегда был один и тот же вопрос. Какой выбор дает мне жить полной жизнью? И насколько этот выбор универсальный, может ли он быть доступен и другим людям.
- Если бы не стали кинорежиссером, то кем?
- Остался бы физиком, это было возможно. Или может быть дипломатом – меня очень сильно тянули в этом направлении. Но я счастлив, что мне удалось делать то, что я делаю. По своей воле никогда не оставлю профессию режиссера.
- Сейчас очень много злых фильмов. Вас не пугает тенденция говорить о добре через зло?
- Всегда так было. Шекспир тоже писал про добро, но и зло показывал великолепно. Через недостаток можно показать мир, меня это не удивляет. Удивляет только, когда человек смотрит на мир, и не видит различия между добром и злом. То, что посеял пост-модернизм есть приглашение к распаду.
- Какой выход?
- Искать другую философию
- Что происходит с кинематографом?
- Я больше обращаю внимание на то, что происходит с обществом. Кинематограф всего лишь отражение. Мы вошли в новый период, непохожий на всю нашу историю. Когда большинство людей сыты. Такого не было никогда, мы это забываем. И степень развития большинства сейчас гораздо выше.
Для элиты это торможение. А мы ведь всю историю проживали, смотря глазами элиты – три-пять процентов человечества. Они участвовали в культуре, они ее творили. Для них были романы и для них были концерты. А сейчас совсем новое, параллельное сильное большинство – этническое сознание поднимается, обретая большую силу и значение…
- Вы хорошо знаете Россию. Как она изменилась?
- Невероятно! Огромные подвиги в провинции. Но что это будет, в каком направлении – мне не понятно. Есть энергия у определенных групп и невероятная инерция у других. Разрыв между слоями общества более очевиден, чем раньше. И этого я боюсь. Есть динамичность и есть застоя. Чем больше они расходятся, тем сильнее напряженность. Это опасно.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Только что закончил черную комедию под названием «Сердце на ладони» с Богданом Ступкой в главной роли. Он великолепный актер, играет по-польски олигарха, который решил навредить всему человечеству. Но, тем не менее, по жанру это комедия с хорошим финалом.
Источник: Взгляд