Кто порадовал, кто разочаровал – над этим мы попросили поразмышлять московских критиков и журналистов. Конечно, взгляды субъективны, но из общего мнения вырисовывается вполне реальная картина театрального сезона 2007/2008.
1. Назовите спектакль, который стал для вас событием
2. Назовите спектакль, который вас разочаровал
3. Самая яркая актерская работа сезона
4. Чего вам не хватило в этом сезоне?
Ольга ЕГОШИНА, «Новые Известия»
1. Спектакль-событие – это определение очень обязывающее. И, пожалуй, в этом сезоне я бы им не воспользовалась. Порадовали и показались значительными для нашего театрального ландшафта работы мастеров, которые меня всегда и радуют, и интересуют. «Бесплодные усилия любви» Шекспира, поставленные Львом Додиным в МДТ. Много лет все ждали, когда же самый трагический из наших режиссеров возьмется за комедию. В результате получился легкий, изящный и горький спектакль-сонет. «Женитьба» Валерия Фокина в Александринке – мастерская лихая работа (новое дыхание Валерия Фокина в Александринке – отдельная тема). Ранящий «Роберто Зукко» Камы Гинкаса в ТЮЗе (долго отказывающийся от постановки пьес и предпочитающий им прозу, Кама Гинкас открылся в новом качестве).
2. Разочарований было так много, что превышу все лимиты отпущенных строчек.
3. Восхитила Полина Агуреева – Лариса в «Бесприданнице» Петра Фоменко: девочка, обожженная первой любовью, нежная, страстная, – такой Ларисы сцена, пожалуй, еще не видела.
4. Расстроило отсутствие постановок Миндаугаса Карбаускаса, Юрия Бутусова. Но оба репетируют и – будем надеяться, следующий они не пропустят.
Дина ГОДЕР, независимый критик
1. Из московских премьер – «Берег утопии» Стоппарда в РАМТе. Не потому, что это был самый лучший спектакль, который я видела в этом сезоне, да и вообще по причинам скорее внеэстетическим. Я благодарна этому спектаклю за легкость интонации и серьезность отношения к предмету, который для нас в большей мере оказался связан с разговором о свободе, чем о литературе. Невозможно было себе представить, что такой огромный, сложный и амбициозный проект получится, а он получился. Причем идя вразрез со всем, что сегодня у нас происходит в культуре и жизни.
2. Разочарований много и подсчитывать их не хочется.
3. На мой взгляд, в Москве этот сезон был не богат на существенные актерские удачи. Из актрис интереснее других была Полина Агуреева в роли Ларисы из «Бесприданницы», из актеров – Редько в роли Белинского из «Берега утопии». Еще было несколько спектаклей с коллективными актерскими удачами.
4. Хороших спектаклей, поставленных в московских театрах.
Марина РАЙКИНА, «Московский комсомолец»
1. Таких три, и ничего с собой поделать не могу – «Берег утопии» (РАМТ), «Сорок первый» (МХТ, малая сцена) и «Конек-Горбунок» (МХТ, большая сцена). Я бы добавила сюда еще «Все» – экспериментальная работа театра «Тень», которая не может конкурировать с драматическими, но она замечательная.
2. «Горе от ума» («Современник», Туминас). И актеры хорошие, и все очень стараются, но то, что придумал режиссер, похоже на выворачивание рук и актерам, и публике, и главное, автору пьесы. Туминас всегда чувствовал форму, в своих работах был лаконичен и образно-выразителен, как никто другой («Играем ...Шиллера» в том же «Современнике»), а здесь – всего через край, много, точно студент-дипломник пытался засунуть в свою первую работу все, что пришло ему в голову. Словом, перегрузил Туминас свое «Горе».
История с «ПАБом» в Театральном Центре на Серпуховке – это история завышенной самооценки и самонадеянности. Братья Пресняковы попробовали себя в режиссерском качестве. Первый их опыт в Москве – явная неудача. Пьеса – слабая, маловразумительная, про режиссуру и говорить нечего. Вот и верь после этого в разговоры – мол, братья ставили на Западе, мол, имели успех. На Западе – не видели, а тут, извините, посмотрели. Даже хороший сборный актерский состав во главе с Гурченко, а также миманс театра Терезы Дуровой не спасли положение – публика недоуменно пожимает плечами.
3. Самая яркая актерская работа сезона – затрудняюсь. Их тоже несколько. Яна Сексте из «Табакерки» от сезона к сезону явно набирает очки – две яркие работы: второго плана в «Отцах и детях» и особенно главная в «Сорок первом», где также замечательно в дуэте с ней работает Максим Матвеев.
Открытие – Аркадий Кисилев (Иван-дурак, «Конек-Горбунок»).
Ольга Дроздова – (Ольга «Три сестры», «Современник») – лучшая в ансамбле этой версии чеховской пьесы – зрелая, сильная актриса. И если говорить об ансамбле – это состав «Берега утопии».
4. Не хватило настоящего таланта. Умения, холодного ремесла много, а настоящего чувства, что выше мастеровитости – мало.
Павел РУДНЕВ, «Взгляд»
1. «Берег утопии» в Российском молодежном театре. «Сорок первый» Виктора Рыжакова в МХТ им. Чехова. «Гоголь. Вечера. Часть I» и «Молодец» Владимира Панкова. В провинции – «Гроза» Льва Эренбурга (Магниторский театр драмы), «Гамлет» в «Коляда-театре», «С любовью не шутят» Геннадия Тростянецкого и Романа Ильина (Орловский театр «Свободное пространство», «Калека с острова Инишмаан» Елены Фирстовой и Вячеслава Кокорина (Нижегородский ТЮЗ), «Человек-подушка» Олега Гетце (Екатеринбургский ТЮЗ). Два ярких режиссерских дебюта – «Повесть о капитане Копейкине» Алексея Дубровского в Центре драматургии и режиссуры и «Ножи в курах» Гирта Эциса в театре-студии «Человек».
2. «Бесприданница», к сожалению.
3. Евгений Редько – Белинский («Берег утопии»). Рамиля Искандер («Гупешка», РАМТ). Тимофей Трибунцев («Повесть о капитане Копейкине»). Валерий Белякович, читающий есенинского «Пугачева».
4. Интенсивности собственно московскоой театральной жизни – без гастролей и фестивалей. Интереса в Москве к театральной жизни России.
Мария СЕДЫХ, «Итоги»
1.3.4. В порядке выхода премьер – «Берег утопии» в Молодежном театре, «Горе от ума» в «Современнике», «Роберто Зукко» в МТЮЗе. Каждый по-своему, Алексей Бородин, Римас Туминас и Кама Гинкас высказались о времени и о себе. За этими спектаклями не маячит тень каких-либо расчетов, только художественный импульс. Профессиональный класс. Господа режиссеры, примите извинения, не сочтите за оскорбление, что нашла необходимым это акцентировать. Вокруг торжествующая самодеятельность, о которой дискутируют на полном серьезе и которую награждают даже «Золотыми масками» (магнитогорская «Гроза»). Нина Дробышева в «Долгом путешествии в ночь». Евгений Редько (Белинский) в «Утопии», Сергей Гармаш (Фамусов) и Елена Плаксина (Горич) в «Горе», Елена Лядова (Девочка). А еще хочу добавить, что есть театры, куда критика заглядывает редко, а своя публика есть. И есть замечательные актеры. Посмотрите Райну Праудину в «Правде хорошо – а счастье лучше» у Никитских Ворот. Чистой воды бриллиант.
2. Еще несколько дней назад хотела написать: разочаровало (это мягко) состояние нашего критического цеха. Но тут случилось событие из ряда вон. Переворот в журнале «Театр» – снят главный редактор Валерий Семеновский, назначен Борис Любимов. Снят и назначен решением «ревчетверки». Хотя, между прочим, орган общественной организации – СТД, где есть секретариат, секция критиков... Гробовое молчание. «Посмертный» номер блистателен. Еще раз к вопросу о профессии. Гражданской ответственности и прочем, чего не хватает не только в текущем театральном сезоне. Кулуарный шепоток все сведет к обсуждению личных качеств Валерия Оскаровича, как свели (никого ни с кем не сравниваю) до обывательских пересудов изгнание Анатолия Васильева. Опомнились и ужаснулись, разглядев собственное лицо в мурле Владимира Оренова, озвучившего в Петербургском театральном журнале наше собственное попустительство. Не могу продолжить, давно кончилось отпущенное количество знаков. Живем в таком формате...
Алиса НИКОЛЬСКАЯ, независимый критик
1. «Берег утопии» Российского молодежного театра. Впечатляет не только грандиозность замысла, но и ювелирная точность режиссуры, и роскошная коллекция актерских работ. «Электра» Тадаси Судзуки в Театре на Таганке: стремительный, яркий, глубокий спектакль. «Орнитология» и «Вторая музыка» Владимира Агеева: два полюса творчества главного мастера тайн в сегодняшнем театре. Из немосковских впечатлений – «Ночь» Геннадия Тростянецкого в Орловском театре «Свободное пространство»: мощнейшее высказывание о времени и мире.
2. «Offис» в Театре Пушкина: отличная драматургия и полное неумение актеров ее оправдать. «Шум за сценой» в Театре Моссовета: нельзя войти в одну реку дважды. Вообще огорчает тот факт, что целый ряд крупных театров за сезон не показал ни одной значимой премьеры: все проходное, необязательное.
3. Евгений Цыганов – Карандышев в «Бесприданнице» («Мастерская Петра Фоменко»). Евгений Редько – Белинский в «Береге Утопии» (РАМТ). Нина Дробышева – Мэри Тайрон в «Долгом путешествии в ночь» (Театр Моссовета). Наталья Тенякова – Москалева в «Дядюшкином сне» («Модернъ»). Из молодых – Донатас Грудович – Ваал в «Ваале» (Центр драматургии и режиссуры); Ярослав Жалнин – Ромео и Галина Боб – Джульетта в «Ромео и Джульетте» (Драматический театра им. Станиславского).
4. Поскольку я целенаправленно отслеживаю молодых, могу сказать, что мне не хватило новых имен. Ярких актерских дебютов было мало, режиссерских не было вовсе.
Алексей БАРТОШЕВИЧ, профессор РАТИ
1. Главное событие не отдельный спектакль, а преображение Александринки.
2. «Человек-подушка». Всегда разочаровывает то, от чего чего-то ждешь.
3. Константин Райкин – Лир.
4. Тихого театра.
Ксения ЛАРИНА, «Театрал», «Эхо Москвы»
1. Самый масштабный проект – «Берег утопии» в РАМТе. Иностранец Том Стоппард делает нашу работу – оживляет историю, ищет ответы, первым проходит тот путь, которым обязаны были пройти мы, но до сих пор не решились сделать даже первый шаг.
Самый яркий неожиданный спектакль – «Отцы и дети» Константина Богомолова в театре Табакова, соединивший в себе трогательную нежность к родине и иронию по отношению к ней же. Оказалось, что патриотизм и юмор – вещи вполне совместимые.
Самый спорный спектакль – «Горе от ума» Римаса Туминаса в «Современнике», в котором досадное исчезновение целых сцен, персонажей и реприз компенсировано поразительно точным попаданием в интонации и в атмосферу грибоедовской комедии.
Самый зрелищный – «Конек-Горбунок» в МХТ им. Чехова, потрясший воображение детской аудитории и разочаровавший взрослую полным отсутствия «злобы дня».
2. «Бесприданница» в новом прекрасном здании театра «Мастерская Петра Фоменко». То ли неудачное распределение, то ли сами артисты перегорели, перерепетировали – но ожидаемого события, ожидаемого чувственного взрыва не случилось.
«Три сестры» в «Современнике» – новая редакция спектакля, объявленная премьерой, до премьеры не дотянула – отдельные актерские удачи положения не изменили: это был старый спектакль с обновленным составом.
Отсутствие новых работ Кирилла Серебренникова и Миндаугаса Карбаускиса.
3. Олег Меньшиков в моноспектакле «1900» (на фестивале «Черешневый лес»); Евгений Миллер в роли Базарова, Андрей Смоляков в роли Павла Кирсанова («Отцы и дети», театр Табакова); невероятная Нина Дробышева («Долгое путешествие в ночь», Театр Моссовета).
4. Не хватило честного, открытого, бесстрашного разговора – театр по-прежнему заискивает перед публикой, по-прежнему боится ее потревожить. Не хватает талантливых текстов, настоящей мощной, умной и страстной драматургии. Не хватает режиссерского размаха – даже самые лучшие из лучших боятся рисковать, работают с оглядкой, предпочитая пользоваться проверенными приемами и штампами.
Источник: Театрал