Основатель и руководитель Санкт-Петербургского государственного детского драматического театра «На Неве» Татьяна Савенкова привезла в Москву учебный спектакль своих студентов – третьекурсников РАТИ, занимающихся в мастерской при театре. В скором времени курс вольется в состав труппы «На Неве», а спектакль войдет в репертуар для старшеклассников.
Спектакль «Играем снежную королеву» – не только о дружбе и ее отсутствии – безразличии, он еще и о любви: первой, настоящей, той самой, которая не боится препятствий и даже смерти. Поэтому в финале Кай и Герда застынут в долгом нежном поцелуе, Шварцем не предусмотренном. Это режиссерский произвол Савенковой, но именно он заставляет зал замереть от восторга. В сущности, «Играем снежную королеву» – это детский вариант «Ромео и Джульетты», только с хорошим концом.
Он сделан эффектно и стильно при минимуме выразительных средств. Вместо декораций – «черный кабинет» с ширмами, из-за которых то и дело высовывается участливая массовка. Вместо костюмов – черная униформа театральных вузов (на девочках купальники и лосины, на мальчиках рубашки и брюки). При добавлении двух-трех деталей происходят сказочные превращения: белые перчатки, шарфы, цилиндры «делают» свиту Советника, короны и перья – двор Принца, а накладные части тела, ножи и пистолеты – банду разбойников. Слово «играем» – в названии ключевое. Перевоплощаясь в лес, горы, льдинки, студенты-актеры не забывают, что спектакль учебный. В прологе под песню «Учат в школе» они демонстрируют все то, чему научились у педагогов: пластику, растяжку, акробатику, вокал, дикцию. Даже заклинание щварцевского сказочника «Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре» не произносится просто так, а становится еще одним групповым упражнением по сценречи.
Что всегда подкупает в студенческих спектаклях, так это молодость и физическая форма исполнителей. Кажется, они умеют все: крутить сальто, садиться на шпагат, танцевать на пуантах… Кстати, главное волшебство в спектакле – это роза, та самая, которую бабушка отказалась продавать за любые деньги. В версии Савенковой эту роль без единого слова сыграла Евгения Сигова, выпускница Пермского балетного училища. Нежный, отзывчивый, красивый цветок на пуантах – здесь противоположность Снежной королевы, соблазн для Советника и повод для объявления войны. Изящные па юной балерины делают зримой и несомненной победу добра над злом.
Постановщики спектакля – Татьяна Савенкова, Вячеслав Вавилов и Светлана Давыдова – провели грамотный «кастинг». Типажи актеров укладываются в детские представления о персонажах Андерсена и Шварца. И вместе с тем в персонажах можно увидеть новые краски: в Герде узнать маленькую Офелию или Джульетту, в Кае – Гамлета, решающего главный вопрос: каким человеком быть? Громогласная атаманша, король-паникер, привидения и вороны – эти образы сделаны по-мультяшному гротескно и забавно. А если внимательно вглядываться и прислушиваться, то во «вражеском лагере» можно уловить зловещий фашистский колорит, не случайный, если вспомнить, что пьеса написана в 1938 году, ровно шестьдесят лет назад. Властный Советник, его дрессированная свита и Снежная королева, уступающая первенство Советнику, – эти образы вышли совсем из другой сказочки: жуткой и правдивой. О ней написано в учебниках истории.
Впрочем, эти намеки скорее разглядят взрослые, а для детей это просто красивая сказка про почти шекспировскую любовь. Сказка с приключениями, атмосферной музыкой и колоритными героями. Без всякого моралите и занудства. Савенкова убеждена, что сегодняшним детям ничего не нужно разжевывать. Текст Шварца сокращен до полутора часов действа – студенты играют словами, словно мячиками в пинг-понге. Зрителям некогда отвлечься. На спектакле в РАТИ дети пританцовывали и смеялись, роняли из рук кока-колу и забывали шуршать чипсами. А этих «спецэффектов» не так уж просто добиться.
Евгения Шмелева
Источник: Театрал