Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
04.07.2008
Классика всегда говорит сама за себя

Когда новый фильм Александра Рогожкина «Игра» только снимался, все в один голос говорили, что это утопия. В самом деле, сюжет, в котором Россия принимала у себя чемпионат мира по футболу да еще и побеждала в нем, казался утопичным. Однако после череды майских побед надежда все-таки вдруг появилась (тут самое главное — не вспоминать матч Россия — Испания, и все будет…). Сыгравший одну из главных ролей, менеджера российской сборной по футболу с говорящей фамилией М. Д. Звонов, актер Юрий Степанов поделился своим взглядом на возможное и невозможное в этом мире.

 

- Вышел новый фильм с вашим участием, при этом, я знаю, у вас очень плотный график работы в театре Петра Фоменко, практически все спектакли идут с вашим участием. Как вам удается успевать везде? Приходится ли чем-то жертвовать?

 

— Так далеко заходить нельзя, иначе можно и людьми пожертвовать. В первую очередь страдают домашние. Но, к счастью, сложилось, что есть два дома. Театр для меня оказался первым домом в Москве, а потом уже добавился тот, где семья. Вообще, я не понимаю позиции «ах, я такая жертва, как много требует работа». Если устаешь от этого,  значит, нужно менять профессию.

 

- Сейчас принимаете участие в каких-то съемках?

 

— В Одессе режиссер Вилен Новак закончил фильм «К барьеру», там я снимался. Это адаптированный к современности водевиль Антона Чехова «Медведь».

 

- Кстати, и у Петра Фоменко недавно прошла премьера по «Бесприданнице» Александра Островского, не кажется ли вам симптоматичным такое всеобщее обращение к классике?

 

— Что касается Островского, думаю, все-таки несправедливо, что раньше его не понимали. Я думаю, такие люди, как Островский, пишут о вечном. Да, в тот момент эта тема являлась злобой дня. Но все-таки безотносительно от того, что происходит со страной, коммунисты ли у власти, или олигархи, каждый зритель, если хотел, понимал, о чем идет речь.

 

- Классика бессмертна и актуальна всегда…

 

— Потому что классика всегда говорит сама за себя. Давайте заглянем подальше в прошлое. Что, например, происходит в «Ромео и Джульетте» Шекспира? Юношеский максимализм? Есть в полной мере! Гордыня, которая губительно нависла над всей страной? Есть. Расплата за эту гордыню присутствует? Безусловно. Обе враждующие семьи теряют свой род как таковой! Это трагедия с большой буквы. Пороки? Сколько угодно. Скажете, ничего из вышеперечисленного сейчас нет?  Авторы той эпохи не следовали конъюнктуре. Они все-таки писали в века, создавая вечное, и именно это мне интересно! Хотя и трудно.

 

- В каком плане трудно?

 

— Классика обязывает тебя постоянно выкладываться не только физически, но и духовно. Вот чем это интересно! Сгораешь ты на этом? Да. Неликвидно это? К великому сожалению, и так может быть. Увы, в настоящее время повсеместно царит общее невежество. Будь то по отношению к классике или даже по отношению друг другу. Вокруг властвует невежество, нетактичность. Это наша болезнь и большая беда.

 

- А нужны ли тогда, по-вашему, попытки осовременить классику?

 

— Если это тактично, если это оправдано, прежде всего, для самого себя. И если ты всерьез ответственен за то, что подаешь эту версию людям, прекрасно осознавая, что многие будут смотреть это классическое произведение впервые, когда зачастую для них это станет вообще изначальным прочтением классика,— то флаг тебе в руки. И, разумеется, при подобном бережном подходе к классическому материалу следует обязательно приветствовать любые постановочные эксперименты театральных режиссеров. В конечном итоге новые формы идут театру лишь на пользу.

 

- И тем не менее, театр ставит классику, вы выезжаете с ней на гастроли, нет ли здесь противоречия? Или для вас не так важна реакция зала?

 

— Несомненно, энергия зала чрезвычайно важна, и хотелось бы работать на сцене вместе с публикой. Но есть неизменный приоритет «Мастерской Петра Фоменко» — не идти на поводу у зала. И об этом Петр Наумович все время говорит артистам: публику надо вести за собой, чтобы зрители, как и актеры, трудились по ходу спектакля на равных. В этом есть наше общее благо и взаимный интерес. Мне кажется, что в недавних гастролях в Екатеринбурге у нас все состоялось. Да, собственно, никто ничего другого и не ждал, и никто ни с какими опасками сюда не ехал. Давайте не будем на пустом месте искусственно взращивать какую-то региональную проблему. Нет. Просто люди приехали к людям.

 

- Недовольство ваших коллег грязью на улицах города вызвало большой резонанс, в Екатеринбург приезжали даже корреспонденты «Фитиля»…

 

— Не хотелось бы, чтобы все это перешло в какую-то перестрелку между артистами и журналистами, высказывание взаимных претензий. Я не пытаюсь отстреливаться. Но когда мне говорят: «Пойди, погуляй по городу», я скажу: «Нет, не хочу пока». Потому что вот эти танцы от одного чистого места до другого со временем начинают надоедать. И я понимаю, что я занимаюсь чем-то не тем. И это при том, что о масштабах Екатеринбурга говорить не приходится — это глыба и хочется знать о ней больше.

 

Источник Виртуальный Каменск-Уральский

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.