Пять лет назад, став руководителями Авиньонского фестиваля, молодые и энергичные Венсан Бодрийе и Ортанс Аршамбо решили снять с себя часть ответственности за программную политику. Каждый год содиректоры приглашают какого-нибудь из европейских мэтров, предоставляя ему действовать в соответствии с его собственной художественной стратегией. В этом году программу формировали сразу двое, а главной книгой, на время объединившей актрису Валери Древиль и режиссера Ромео Кастеллуччи, стала «Божественная комедия» Данте.
Эта книга имеет непосредственное отношение к истории Авиньона. Папа Климент V, тот самый, что в XIV веке на несколько десятилетий перенес папскую резиденцию из Ватикана в Авиньон, был по воле Данте помещен в восьмой круг ада. Как бы напоминая зрителям об этом, земляк Данте и решил разыграть три части «Божественной комедии» («Ад», «Чистилище», «Рай») на разных авиньонских площадках, начав с Папского дворца.
На этой же площадке под открытым небом Валери Древиль, ученица Антуана Витеза и Анатолия Васильева, прочтет отрывки из «Божественной комедии». Французская актриса, которая в 1987 году была участницей спектакля Антуана Витеза по пьесе Поля Клоделя «Атласный башмачок», 20 лет спустя возвращается в Авиньон с другой пьесой Клоделя - «Полуденный раздел». Выбор не случаен, поскольку католик Клодель в названии своей пьесы отталкивался от строк Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу».
Важным событием в Авиньоне станет и «Гамлет» в постановке немецкого режиссера Томаса Остермайера. Другой спектакль по Шекспиру - «Римские трагедии» в постановке голландца Иво ван Хове из амстердамского театра Toneelgroep - соединит «Кориолана», «Юлия Цезаря», «Антония и Клеопатру», причем зритель сможет выбрать, быть ли ему в зале или на сцене вместе с актерами. Швейцарский режиссер Хайнер Геббельс покажет "Вещи Штифтера", а его земляк Штефан Кэги, привлекший к себе внимание любопытными экспериментами в документальном театре, - спектакль «Дети аэропорта».
К восточноевропейскому театру Авиньонский фестиваль, как и все последние годы, по-прежнему равнодушен. Разве что латвийский режиссер Алвис Херманис приезжает со своим спектаклем «Соня», полюбившимся московской публике. Зато в программе снова много бельгийцев. Возвращается радикальный хореограф Ян Фабр, вызвавший немало нападок во французской прессе после фестиваля 2005 года, - его новый спектакль называется «Еще один сонный пыльный день в устье реки». Талантливый хореограф Сиди Ларби Шеркауи привозит в Авиньон «Сутру» с участием шаолиньских монахов и с использованием техники кунг-фу.
Русский театр в программе этого года почти никак не представлен. В афише можно увидеть лишь имя Анатолия Васильева, который, к сожалению, представлен не полноценной постановкой, а радиоверсией спектакля «Тереза-философ». На звуковой дорожке среди прочих голос опять-таки Валери Древиль. Дело в том, что именно она в парижском театре «Одеон» сыграла заглавную роль в этом спектакле Анатолия Васильева.
Источник: Gzt.Ru