Последней премьерой Ростовского Музыкального театра, закрывающей сезон, стал новаторский балет «Гамлет». В театре, кстати, уже принято решение о выдвижении именно «Гамлета» (вместе с оперой «Волшебная флейта» Моцарта) на премию «Золотая маска».
Главная изюминка ростовского «Гамлета» — это единственный во всей мировой практике полноценный, 2-актный балет на музыку Шостаковича.
Как она изменила спектакль? Почему на премьерном показе главные партии (Клавдия, Гамлета и Офелии) исполняли всё же артисты Большого театра? Вырастут ли в Ростове когда-нибудь собственные Николаи Цискаридзе и Ульяны Лопаткины? Об этом «АиФ на Дону» рассказал «зачинщик» многих использованных в спектакле необычных ходов, главный балетмейстер театра народный артист России Алексей Фадеечев (на фото). — (Улыбается). Наш художник-постановщик по поводу спектакля шутит: мол, на нашего «Гамлета» людям старшего возраста вместе с билетом надо выдавать таблеточку валидола. Но это, конечно, преувеличение.
Время действия — 20-й век
— Алексей Николаевич, вы инициатор того, чтобы «Гамлет» ставился на музыку Шостаковича, хотя аналогов нет. В чём причина вашей настойчивости? — Наш худрук Вячеслав Митрофанович Кущёв предложил сделать балет не совсем классического плана, с современной хореографией. Я поддержал и предложил «Гамлета» на музыку Шостаковича, потому что ещё в детстве на меня произвёл огромное впечатление одноимённый кинофильм, для которого Дмитрий Дмитриевич сочинил музыку (режиссёра Григория Козинцева, 1964 г. — Авт.). Проблема в том, что её там — на 20 минут. А хотелось сделать полноценный спектакль — с 2 действиями, по 45 — 50 минут каждое (20 — 25-минутные балетные постановки «Гамлета» на музыку Шостаковича известны). Так что я прослушал если не всю, то очень много музыки Шостаковича! — В спектакле есть сцены, мягко говоря, странные для средневековой Дании. Тот же парад физкультурниц, приветственно машущих цветами… — Есть ещё новогодний бал с вальсами, совершенно невозможными в средневековом мрачном замке Эльсинор. Есть даже фокстрот на музыку Шостаковича для джаз-оркестра! Действие разворачивается в некой условной стране, в 30 — 50-х годах XX века. Но мне кажется, «Гамлет» — одна из пьес, которые можно переместить в любую атмосферу, суть сказанного Шекспиром от этого не изменится. Наряду с музыкой из кинофильма у нас использованы симфонии Шостаковича, его балетные сюиты, один из маршей, другие произведения.
О цене славы
— Поклонники Цискаридзе разочарованы. За пару дней до премьеры«Гамлета» он гастролировал в Ростове. Но в спектакле участия не принял. Двое же из артистов Большого театра, танцевавших в «Гамлете», очень молодые люди… — Артисту балета высокого уровня, чтобы разучить новую для себя партию в том же нашем «Гамлете» (а мы ведь придумали заново ВСЮ хореографию для спектакля), всё равно потребуется порядка двух недель. А широко известные артисты таким большим временем не располагают. Либо потребовался бы астрономический гонорар. Хотя дело не в гонораре… Молодые московские артисты — Виктория Литвинова и Александр Смольянинов включились в работу с большим энтузиазмом. Очень волновались перед премьерой. И хорошо станцевали. — А будут ли когда-нибудь в ростовском балете звёзды, по популярности не уступающие Цискаридзе? — Я не могу сказать, что это произойдёт, ну, скажем, через два месяца и два дня. И человеку, и театру нужно время. Ростовская балетная труппа очень молодая! Тому же Константину Ушакову, танцующему у нас Гамлета, 25 лет. Наталье Щербина и вовсе 23 года, Олегу Сальцеву, делающему большие успехи, 22. Но при этом в труппе уже есть свои звёздочки, на которых целенаправленно ходит публика. Это и Константин Ушаков, и Елизавета Мислер, которая ко всему прочему коренная ростовчанка. Это уже не говоря о том, что люди, честно занимающиеся своей профессией, за небольшим исключением сегодня в России не особо популярны. Зато можно «засунуть» того же Костю Ушакова в телепередачу «Дом-2». И я вас уверяю: завтра он сделается страшно популярным…
«Палаты №6» в Ростове не будет
— Алексей Николаевич, вы москвич, в ваших личных планах на днях лететь в Москву — навестить семью. Потом поедете помогать с постановкой балета в Токио. А какой балетной новинкой ростовский театр планирует удивить в будущем сезоне? — Я действительно хочу повидать семью. Тем более, что у меня ведь маленький сын — на днях ему исполнилось 10 месяцев. Надеюсь, он меня узнает. (Смеётся). Жена, конечно, скучает, но она сама бывшая балерина, солистка Большого театра (Татьяна Расторгуева. — Авт.). Поэтому всё понимает. По договорённости с ростовским театром в свободное время я могу работать, где считаю возможным. Сейчас сотрудничаю с оперным театром в Тбилиси, там худрук балета — моя многолетняя напарница по сцене Нина Ананиашвили. И одновременно работаю в Новом Национальном театре в Токио: поставил в необычной редакции «Дон Кихота», помогаю со «Спящей красавицей». Что же до задумок в Ростове, то не за горами 150-летие Чехова. И мы обдумываем постановку балета по одному из его произведений. Пока совершенно точно одно: это будет не «Чайка» и не «Дама с собачкой» — таких спектаклей и так предостаточно! И точно не «Палата №6» (смеётся), не трагедия, не кошмар… Скорее, что-нибудь весёлое, доброе. Или мелодраматичное.
Виктория Головко
Фото Виктора Погонцева
«АиФ»-справка
Алексей Фадеечев — сын легендарного танцовщика Николая Фадеечева. Народный артист России. На сцене Большого театра исполнил практически все ведущие партии классического и современного репертуара, был постоянным партнёром Нины Ананиашвили. Также танцевал на сцене Мариинки, лондонского театра «Ковент Гарден», лиссабонского театра «Сан-Карло», в Датском Королевском балете и т. д. В 1998—2000 годах — художественный руководитель балетной труппы Большого театра. В 2001 году организовал антрепризный Театр танца Алексея Фадеечева. Поставив в декабре 2004 года в Ростовском Музыкальном театре балет «Дон Кихот», оценил потенциал труппы. С того времени — художественный руководитель балетной труппы и главный балетмейстер Ростовского Музтеатра.
Источник: АиФ на Дону