Каждый, кто хоть чуть-чуть любит театр, просто обязан хотя бы один раз побывать в Авиньоне, поскольку то, что здесь происходит в июле, можно назвать настоящим фестивалем.
Спектакли, идущие на улицах старого города, не заканчиваются даже далеко за полночь. На каждой площади разыгрывается какое-нибудь действо: одни танцоры исполняют народный танец, другие — шотландский, третьи — лихо пляшут брейк-данс. На соседней площади извиваются индийские танцовщицы, а неподалеку актеры в средневековых костюмах фехтуют на рапирах.
С приближением вечера театрализованные представления сосредотачиваются на центральной улице города и на площади перед Папским дворцом. Ярко горят огни баров, крутится детская карусель, призывно распахнуты двери магазинов, люди охвачены праздничной суетой — кипит жизнь большого города в странном театральном контексте.
Неофициальный OFF
Популярны всевозможные самодельные средства передвижения: например, детская коляска с рулем и мощными колесами, которой управляет вполне взрослый мужчина в «детской» одежде, шестиместный велосипед, на котором едет целая компания в костюмах клоунов, или сцена на колесах, на которой танцует танцовщица.
Все эти движущиеся компании рекламируют спектакли фестиваля OFF. На нем представлены более 700 различных театральных трупп, причем без всякого предварительного отбора. Каждый, кто найдет достаточно средств, чтобы заплатить около 10 000 евро за место, может приехать и поставить сцену. Сцена устанавливается только на время представления, после которого разбирается, чтобы освободить место другим.
Официальный IN
Французское правительство не оказывает финансовую поддержку OFF, так что театральным труппам приходится самим изыскивать деньги, обращаясь в местные органы власти или в различные фонды. Возможно, именно поэтому сюда приезжают только энтузиасты, горящие не столько желанием заработать, сколько показать свое искусство.
Когда говорят об Авиньонском театральном фестивале, имеют в виду другой, основной фестиваль, или программу IN. Его основу в 1947 году заложил парижанин Жан Вилар, стремясь развить театральное искусство в Авиньоне. Первым спектаклем Авиньонского фестиваля стал «Ричард II» Шекспира — это была первая постановка пьесы во Франции. Вряд ли Жан Вилар мог предположить, что фестиваль в Авиньоне станет настоящей театральной Меккой.
С 2004 года фестивалем руководят Гортензия Арчимбольд и Винсент Бодрийе, которые установили традицию приглашать к подготовке фестиваля людей, имеющих отношение к творчеству, то есть актеров или режиссеров. В этом году были приглашены французская актриса Валери Древиль и знаменитый итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи.
Из-за высокого престижа фестиваля IN попасть на его спектакли гораздо труднее, чем на представления OFF, билеты на многие спектакли распроданы, причем цена билета обычно составляет 25 евро. Самой престижной и почетной является, разумеется, сцена Папского дворца. В понедельник за несколько минут до начала «Божественной комедии» Данте дворец с трех сторон окружили толпы народа, а хвост за билетами из брони протянулся на сто метров.
Два спектакля
В тот день автору этих строк посчастливилось попасть на спектакли программы IN двух театральных трупп, знакомых по прошедшему в начале июля в Раквере фестивалю «Балтоскандал». Это были театры Superamas и Gisèle Vienne.
Спектакль «Empire» театра Superamas отличает тщательно продуманное исполнение, причем если на «Балтоскандале» спектакль разрушал миф о поп-культуре, то на этот раз на первый план вышла другая тема — тема власти в политике, искусстве, отношениях между полами.
Включив в спектакль Наполеона, французского посла, Джорджа Буша и видеоклип об Афганистане, Superamas показал, как рождаются империи, вернее, как их создают. Империи, показывает Superamas, находятся не где-нибудь, а в твоей собственной голове.
«Jerk», спектакль Giséle Vienne, начался в час ночи в Авиньонской художественной школе. На сцене актер Джонатан Капдевиль сидит на стуле, держа кукол с головами животных, — панду, тюленя и кого-то еще.
Происходящее на сцене далеко от кукольного театра — это история об американском серийном убийце Дине Корлле и о том, что происходит у него в голове. Автор текста — американский прозаик Денис Купер.
Гомосексуальные отношения, убийство, могила для 12 молодых мальчишек — то ли реальность, то ли фантазия. Кто-то в зале промокает глаза платком, кто-то гомерически хохочет. Giséle Vienne добился того, чего хотел — задел публику за живое.
Авиньонский театральный фестиваль продолжается, так что более подробный обзор еще впереди.
62-й Авиньонский театральный фестиваль
• Проходит с 4 по 26 июля.
• Демонстрирует 40 различных постановок.
• Включает более 20 сценических площадок в исторической части Авиньона.
• Принимают участие 3000 актеров, в том числе иностранных.
• Бюджет фестиваля 2007 года составил 10 миллионов евро, 60 процентов оплатило французское правительство.
• Параллельно основному фестивалю IN проходит фестиваль OFF, в рамках которого до 2 августа ежедневно с утра до вечера свыше 700 трупп показывают спектакли в театрах Авиньона.
Эва Кюбар
Источник: Postimees