Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
17.07.2008
Актер и режиссер в одном лице

Владимир КаировВ июле 2008 года Владимиру Каирову, заслуженному деятелю искусств ГССР, заслуженному деятелю искусств РЮО, обладателю почетных грамот Верховного Совета Северной Осетии, Верховного Совета ГССР, Республики Южная Осетия исполнилось бы 95 лет. Ровно четыре года назад он ушел из жизни, сохранив до последнего вздоха фанатичную любовь к театру.

 

В 30-х годах XX века в Южной Осетии небывалыми темпами происходило становление видов искусства. Свою лепту в это благородное дело внесли, связав свою судьбу с частью Осетии, которая располагается к югу от Кавказского хребта, уроженцы Северной Осетии. Кому не знакомы имена Махарбега Туганова, Бориса Галаева, Владимира Каирова... Туганов стал основателем Цхинвальского художественного училища, Галаев — основателем государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд».

 

Когда в 1935 году в Цхинвал (тогда Сталинир) приехал Владимир Каиров, профессиональный театр здесь уже существовал. Но спустя время он, будучи главным режиссером, смог поднять молодой театр на такой уровень развития, что его можно было поставить в один ряд с именитыми театрами страны. Ему довелось работать со звездами осетинской сцены, такими как Сона Джаттиева, Нина и Залихан Чабиевы, Борис Цховребов, Къѭдзѭх Чочиев, Гаврил Таугазов, Дмитрий Мамиев, Нина Чочиева.

 

Родился Владимир Каиров 13 июля 1913 года в с. Ардон Северной Осетии в простой крестьянской семье. В три года потерял отца (погиб на фронте), в четыре года стал круглым сиротой. Рос в доме для детей-сирот, опекаемый старшими братьями, учился в Ардонской школе, потом в семинарии. Один из братьев научил его петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Он же оценивал его первые шаги на сцене, когда юный Бало стал участником ардонского драмкружка, который впервые открылся в 1904 году. Со временем, возглавив кружок, он сам подбирал пьесы, сам их ставил и исполнял главные роли. Кружок настолько вырос, что удалось осуществить постановку сложных драм Е. Бритаева «Две сестры», «Амыран», «Хазби». Самодеятельные спектакли пользовались большим успехом не только в родном селе, но и у зрителей других сел Северной Осетии. Примечательно, что и корифей осетинской сцены Владимир Тхапсаев родился и рос в Ардоне. Два Владимира в одно время начинали путь в искусство на сцене Ардонского сельского клуба и Ардонской семинарии.

 

Владимир «заболел» театром, иного пути, иного занятия для себя он уже не представлял. И в 1935 году был принят в труппу Юго-Осетинского драмтеатра, с подмостков сельских и фабричных клубов перешел на профессиональную сцену. Год спустя с группой молодых артистов театра отправился на учебу в Ленинградский театральный институт им. Островского. В 1941 году они вернулись в родной театр, внеся в коллектив высокую театральную культуру, профессиональные знания, подлинную любовь к искусству.

 

Список исполненных Каировым до отъезда на учебу ролей расширялся. Это и Мукара в спектакле «Нарт Батрадз» (М. Шавлохов), считающаяся одной из лучших ролей Каирова, и Сафа в спектакле «Сѭниат» (Е. Уруймагова), Коломийцев из «Последние» (М. Горький). Тогда же дебютировал на сцене нашего театра как режиссер, осуществил постановку пьес «Лекарь поневоле» (Мольер), «Амыран» (Е. Бритаев), «Тимур и его команда» (Гайдар).

 

В тяжелые военные годы думая о будущем театра, организовал первую театральную студию для начинающих артистов.

 

В 1945 году В. Каиров перешел в Северо-Осетинский драмтеатр, который вставал на путь послевоенного возрождения. Здесь ему довелось сыграть роли Паратова в «Без вины виноватые» (Островский), Глостера в «Король Лир» (Шекспир), Хасана в одноименном спектакле (Д. Мамсуров) и другие.

 

В течение трех лет он — вновь студент Ленинградского театрального института, на этот раз режиссерского отделения. По окончании учебы возвращается в Юго-Осетинский драмтеатр им. К. Хетагурова, назначается главным режиссером театра и остается на этой должности на протяжении 17 лет. Репертуар театра пополнился новыми интересными спектаклями, а они пополнили ряды зрителей. Большой успех сопутствовал спектаклям режиссера Каирова «Сæниат», «Бирæгътæ», «Ханума», «Мады зæрдæ», «Кремлевские куранты», «Ныийарæджы кадæг», «Иунаджы кадæг», «Бæсты æарн», «Хъæбатырты кадæг», «Мæрдты чиндзæхсæв», «Две сестры», «Слуга двух господ», «Дуэнья», «Лавина» и др. Его режиссерскому таланту были подвластны произведения национальной драматургии, пьесы русских и советских драматургов, всемирно известных зарубежных авторов. Он ставил трагедии, драмы, комедии. Созданные им спектакли получали широкое освещение в прессе как югоосетинской, так и североосетинской и грузинской.

 

Владимир КаировНародный артист РЮО Давид Габараев в статье, посвященной 80-летию Владимира Каирова, писал: «... Он был одним из лучших актеров осетинской сцены. Исполнял героические, романтические, трагические, социальные роли. Мастерски раскрывал внутренний мир своих героев. Особенно ему удавались роли, имеющие в основе острый социальный конфликт. Каиров создал яркие образы Мукара из нартских сказаний, легендарных народных героев Хазби и Хасана. Как режиссер, он обладал своим почерком, индивидуальностью. Режиссерский талант Каирова особенно полно раскрылся в постановках героико-романтических и глубоко социальных, прежде всего из национальной драматургии. Он стремился к изображению высоких чувств, созданию точных образов героев исполнителями. Был строг и требователен в работе. Большое значение придавал голосу, речи. Он часто говорил, обращаясь к актерам: „Слово и голос — наше оружие. И мы должны работать над ними без устали“... Есть режиссеры-философы, режиссеры-романтики. Каиров был и тем, и другим, что особенно проявилось в спектаклях „Хасана“, „Хазби“, „Иунæджы кадæг“, „Бæтæйы æырттæ“... На протяжении 50 лет творческой деятельности ему удалось сыграть более ста ролей, поставить примерно столько же замечательных спектаклей...».

 

Нельзя не упомянуть о том, что В. Каиров сам писал пьесы, переводил на осетинский язык произведения советских и зарубежных драматургов («Дуэнья» и др.) Был автором пьесы «Бæтæйы æыртт`æ», одним из постановщиков и исполнителем одной из главных ролей в спектакле. Этот остро социальный спектакль имел большой успех и в Южной, и в Северной Осетии, не сходил со сцены многие годы. Владимир Каиров заложил традицию гастролей югоосетинской труппы в Северную Осетию, совершив их впервые в 1957 году. Успех сопутствовал нашему театру и во время Дней осетинской культуры в Тбилиси. За заслуги перед осетинским театром Владимиру Каирову в 1960 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ГССР.

Владимир Заурбегович был внимателен к начинающим артистам. Вспоминает народная артистка РЮО Людмила Галаванова: «Считаю, что я обязана режиссеру Каирову в том, что состоялась как актриса. Потому что он мне, только что пришедшей в театр после учебы в Москве, доверил разные роли — драматические, комедийные, в музыкальных спектаклях. С самого начала он активно занимал меня в спектаклях, и старшие артистки даже ревностно к этому относились. В 27 лет я сыграла мать семерых сыновей Газдановых в спектакле В. Каирова „Ныийарæджы кадæг“ по пьесе В. Гаглоева. Когда мы играли этот спектакль в Северной Осетии, приходили Газдановы (мать и невестки), другие женщины, потерявшие в войну сыновей. И все они не сдерживали слез по ходу спектакля, настолько он их потряс. А после спектакля поднялись на сцену на коленях (иронвæндаг) с плачем и благодарили меня за игру. Я очень признательна Каирову, он сформировал меня как актрису. А когда я состоялась, то и другие режиссеры заметили меня. Каиров был всем для начинающих актеров. Мы попали в добрые надежные руки Каирова. Я очень ему благодарна».

 

Нынешнему главному режиссеру Юго-Осетинского драмтеатра Тамерлану Дзудцову тоже довелось поработать с Каировым: «У нас с ним сложились самые теплые отношения. Он был человек доброй души. Ему хотелось, чтобы все артисты были задействованы, он понимал, что человек театра не должен сидеть без дела. Помню, как-то мы встретились в театре. "Ты чего стоишь?", — спросил он меня. Я ответил, что у меня нет работы. Он повел меня в репзал и дал какую-то роль в массовке. Репетиции, которые он проводил, были для меня своего рода школой. Я тогда подумывал уже о режиссуре и наблюдал за его работой. Очень интересные были у него находки. Будучи актером, он любил проигрывать роль, он должен был сам показать те или иные детали. Мы видели артиста и режиссера в одном лице. Такая она была — старая гвардия. Я могу уверенно сказать, что многие наши артисты до сих пор повторяют, что они состоялись как артисты благодаря Каирову. Он начал работать главным режиссером незадолго до приезда из Москвы группы мхатовцев. Он всех их вывел на сцену, они все прошли школу Каирова. Всякое было: он уходил из театра, возвращался. Одно точно знаю: без театра он жить не мог, и артистам тоже прививал любовь к театру. Мне однажды показали приказ, кажется, объявлялась благодарность за то, что Каиров в рекордно короткий срок поставил спектакль «Кремлевские куранты» (это было задание к юбилею В. И. Ленина). И спектакль получился, как он сам любил говорить — монументальный. Он вообще любил делать массовые спектакли. Сегодня вспоминая его, его дела, отмечу, что если бы в то время оказывалось должное внимание театрального мира СССР к творчеству Каирова, к нашему театру в целом то, я бы сказал, что он не менее талантлив, чем известные грузинские режиссеры, а наши артисты были даже лучше их артистов, с точки зрения того времени. Одно ему ставили в упрек, что он не оставил после себя режиссеров. Но это, опять же, от давления, которое испытывал наш театр со стороны «братьев»-соседей. Он ушел на пенсию, годы давали знать, но потом опять вернулся, репетировал. Последний раз мы отметили в театре его 85-летний юбилей. Все руководство присутствовало на вечере. Он был очень доволен вниманием, был растроган до слез.

 

Заслуги его, я считаю, недостаточно оценены. О нем, да и о нашем театре в целом надо бы написать книгу. Но сейчас мы не имеем, к сожалению, для этого базы».

 

Последние годы он болел, но когда позволяло здоровье, непременно прогуливался к театру — своему второму дому. «Как хорошо, что он не дожил до пожара в театре. Это было бы для него страшным ударом», — произнесла в разговоре вдова Владимира Заурбеговича Аза Гассиева, с которой он прожил в любви и согласии много лет.

 

Человек высокой культуры, истинный интеллигент, талантливый режиссер, артист редкой фактуры — таким Владимир Каиров был известен каждому цхинвальцу, даже не театралам. Таким его помнят и будут помнить продолжатели его дела, благодарные потомки.

 

Ульяна Джиоева

 

Источник: Осинформ

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.