В Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина прошли премьерные спектакли по пьесе Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго». Режиссер – Вадим Радун. Сценография – Валерия Мелещенкова, музыкальное оформление – Ольги Павловой, пластические этюды – Александра Желамкова.
«Убийство» получилось и даже имело живительный эффект. Впрочем, оживление в зале могло быть и большим. Однако зрителей на спектакли Псковского драматического театра драмы ходить постепенно отучили. Странный репертуар, неубедительная режиссура… Сказанное не относится к «Убийству Гонзаго». Самое простое – сказать, что за последние годы это лучшая постановка в нашем театре. На мой взгляд. Пьеса пришлась не только ко двору замка Эльсинор, но и ко времени.
Труппу бродячих актеров во главе с Чарльзом (Юрий Новохижин) заносит в Датское королевство. На нынешнюю политкорректную Данию это мало похоже. Король Клавдий, принц Гамлет… В общем, «есть что-то гнилое в Датском королевстве…». Актеры оказываются пешками в какой-то хитроумной комбинации. Силами искусства им приходится бередить раны короля… Клавдий, так же как и Гамлет, на сцене не появляется. Но невидимки дергают артистов за ниточки. Кукловодами становятся друг Горацио (Роман Сердюков) и Полоний (Виктор Яковлев).
Болгарский драматург Недялко Йорданов, конечно же, не Шекспир. Но автор он очень искусный. Характеры героев прослеживаются отчетливо, диалоги не утомляют, а главное – в пьесе есть идея… Ни на секунду не возникает мысль: «А зачем все это?» Где надо – драматург рассмешит, где надо – заставит содрогнуться. Временами, правда, концентрация афоризмов чрезмерно превышает среднестатистическую. «Тот, кто умеет льстить, тот умеет и клеветать», «там, где грохочут барабаны – молчат законы», «за деньги я готов на все, даже стать честным человеком»… И здесь важно было найти нужные ноты, расставить актеров так, чтобы потом не было мучительно больно. Получилось удачно. Эдуард Золотавин в роли Бенволио предстает актером по-настоящему матерым, уровня приличных столичных театров (не все же ему играть мужей-рогоносцев). Амалии (Оксана Корнаухова) можно верить, а Элизабет (Галина Шукшанова) изредка можно и посочувствовать. Повезло и Юрию Новохижину. Его Чарльз, конечно, не принц, однако вопросы типа «быть или не быть?» его тоже волнуют.
Палач (в спектакле, показанном 23 июля, – Сергей Попков) так натурален, что без внушительного красно-белого плаща Сергея Попкова будет уже трудно представить. Офелию играет Валентина Банакова. Наконец-то ей досталась роль, в которой можно проявить себя разносторонне. Как там, в пьесе? «Мы всего лишь артисты. В политику не вмешиваемся. Великие игры оставим великим мира сего. Мы – маленькие люди. Произносим чужие слова. Что нам пишут, то мы и играем». Недялко Йорданов написал – псковские артисты сыграли. Чужие слова напомнили о нашей жизни.
В этом выдуманном датско-болгарско-русском мире суфлер (Артём Гаврилов) обязательно должен быть картавым, а самое честное слово обязан держать палач. Яд там привычно заливают в ухо, как бензин в бак (иначе не «поедет»). А коварство ценится больше, чем любовь. Это мир, где незаменимых людей нет. Если не считать палача, который востребован всеми.
Алексей Семёнов
Источник: Городская газета для жителей Пскова