Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
19.07.2008
В Новосибирске прошел IV Конвент исторических танцев

Шекспировский бал под девизом "Весь мир - театр"- Зовут меня Марья Дмитриевна Строганова, я вдова, судя по молве - красотка, даром, что 45 уже и три девочки на выданье, две свои, одна приемная. У девочек нынче первый бал. Они скромные, красивые, я надеюсь, без кавалеров не останутся, а может, и без женихов... Мужа у меня нет, придется самой судьбу дочерей устраивать, для них бал - праздник, для меня - политика. На самом деле графиня Строганова - специалист по материаловедению Томского научного центра и зовут ее Жанна Геннадьевна Ковалевская. Мы беседуем с графиней в ожидании бала, которым завершается Конвент исторических танцев. На Конвент в Новосибирск съехались гости из Владивостока, Томска, Екатеринбурга, Кемерова, Иркутска - всего более полусотни, и преподаватели исторических танцев из многих городов. Конвент - это мастер-классы и большой бал в финале. Собственно балов было два. Русскому балу XIX века, о котором мы судачили с графиней, предшествовал шекспировский, под девизом "Весь мир - театр". Персонажи этого бала и взаимоотношения между ними отчасти продиктованы великими пьесами, но чем закончится, к примеру, зародившаяся на балу любовь юных Монтекки и Капулетти - никто пока не знает. За Джульеттой дают хорошее приданое, и сеньора Монтекки (новосибирская журналистка Мария Кошелева) подумывает закрыть глаза на вековую вражду... Об этом нам поведал ее супруг, сеньор Монтекки, Максим Владимирович Лукин, инженер, кандидат технических наук. На гневный вопрос, который мне хотелось задать виновникам с тех школьных лет, когда я прочла "Ромео и Джульетту", - сеньор Монтекки, что же вы не пожалели своих детей? - он отреагировал степенно:

 

- Кто сказал, что конец будет плохим?
- То есть вы разыгрываете эту историю по-новому?..
- Мы разыгрываем как получится. Может быть, мы будем действовать в рамках роли, а может быть - импровизировать. Вполне возможно, что семьи помирятся.
- А что дают занятия танцами взрослому дяденьке с серьезной профессией?
- Отрыв от нашего жестокого мира. На эти семь часов я забываю о проблемах дома и на работе.

 

Будущая Строганова, а пока героиня "Сна в летнюю ночь" в золотистом платье подтверждает:


- Начинаешь иначе смотреть на этот мир. Посторонним взглядом, словно ты на самом деле побывала в прошлых веках.
- И каков современный мир для девушки XV века?
- Неплох. Эта девушка прижилась бы в XXI веке. Она скромна, знает свое место, при этом она хитра и умеет устраиваться в жизни. Улучшенный образ современной женщины, разве не так?..
- Да как же устраиваться в жизни, когда у нее каждый шаг регламентирован?
- В этих-­то рамках, светских и церковных, она овладевала ситуацией и, если надо, манипулировала людьми так же, как современная девушка при полной свободе. Все равно историю творили женщины, а не мужчины. И в XV веке, и в XXI-м.
- "Когда бы не Елена, что Троя вам, ахейские мужи?.." А платье ваше - как настоящее, оно откуда появилось в XXI веке?
- Платье я сшила сама. Есть специальные выкройки исторических костюмов.

 

Михаил Шмелев, руководитель студии исторического танца из Екатеринбурга шьет костюмы и женские, и мужские. Его собственный наряд - весь в бантиках, складочках и прочих финтифлюшках - оказался, тем не менее, одеяниям, стилизованным под современные представления о красоте. В XV веке, - объяснил он, - мужчина обязан был иметь живот, а худощавые имитировали пузо с помощью кроя одежды. А вот дама - пышка она или тростинка - для эпохи Ренессанса не имело значения, девушке предписывалось выглядеть скромнее мужчины, только и всего.

 

Однако по сравнению с привычными глазу джинсами и майками, дамы на балу были дивно нарядны, но главное - поведением, осанкой, манерами каждая из них выделялась из окружения. Как ни странно, разговоры в группках и парах были тоже "из XV века" - непременно на "Вы", с изысканными комплиментами, необидными шутками, безусловным уважением к собеседнику, и т. д., и т. п. Полноте, да мы давно разучились так разговаривать. Это, кажется, называется "флирт"?

 

- Занятия историческими танцами не только расширяют кругозор, для молодежи они - единственная возможность усвоить хорошие манеры. Этому нигде сегодня не учат, а мы стараемся. Ну и молодежь на балу пытается соответствовать эпохе, - Ольга Фиалко, руководитель Новосибирской студии исторического танца, чьими стараниями исторические танцы вообще пришли в Новосибирск, одновременно дает интервью и распоряжения перед балом.

 

- Я открыла для себя исторические танцы в 2002 году и сразу же начала и танцевать, и преподавать, потому что для Новосибирска все было внове, и ни информации, ни учителей. Исторические танцы - это, конечно, не просто физическая нагрузка, еще и интеллектуальная деятельность. Надо много читать по истории, добывать книги об этикете каждой эпохи, проникаться ее духом. В общем, занимаемся самообразованием. В Россию исторические танцы пришли лет 10-15 назад, при советской власти история была не очень­-то в почете. В Европе реконструкция прошлого, в том числе и танцев, давно культивируется, и балы там на тысячу человек, на две. А у нас описания русских бальных танцев - и те приходится разыскивать.

 

- Бал - это спектакль? Вы изображаете графов и князей? Зачем?
- Это перевоплощение. Мы стараемся забыть ненадолго о том времени, в котором живем, про работу, про дела, и представить, какими мы были бы, если б родились во времена Шекспира. Для этого и нужны знания истории. Актерства тут немного, важнее внутренний настрой.

 

Танец эпохи Ренессанса, например, был обращен к Богу, потому его рисунок очень красив, если смотреть сверху. Движения совпадают с волнами мирового океана, поднимаясь наверх, мы приближаемся к всевышнему, опускаясь вниз, мы направляемся к земле, и человек вечно балансирует между этими двумя началами.


- А в нас, современных, есть что­-то от человека XV века? Как на ваш просвещенный взгляд?

- Нравы меняются, конечно. Кое-что в поведении персонажа XV века могло бы нас шокировать, в XIX веке - напротив, очень строгий этикет, к которому нам трудно было бы приспособиться. Но вот жизненные ценности - они и сейчас, и тогда одинаковы. Потому их и называют "вечными".

 

Алена Аксенова

 

Источник: Известия

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.