Новости
05.08.2008
Театр Роберта Стуруа
Гражданская позиция короля
Главному режиссеру Тбилисского академического театра имени Руставели 31 июля исполнилось 70 лет. Предстоящий сезон, который по традиции откроется в сентябре, для театра станет 130-м . Ровно три десятилетия спектакли на его сцене ставит Роберт Стуруа – скромный, совестливый и очень талантливый человек, награжденный таким количеством премий, орденов, призов и всевозможных атрибутов признания, что их хватило бы на нескольких режиссеров.
Главному режиссеру Тбилисского академического театра имени Руставели 31 июля исполнилось 70 лет. Предстоящий сезон, который по традиции откроется в сентябре, для театра станет 130-м . Ровно три десятилетия спектакли на его сцене ставит Роберт Стуруа – скромный, совестливый и очень талантливый человек, награжденный таким количеством премий, орденов, призов и всевозможных атрибутов признания, что их хватило бы на нескольких режиссеров.
Стуруа очень любит, когда его приглашают в различные страны для постановок в тех или иных театрах. Но наибольшее удовольствие ему доставляет работа в Москве и Лондоне. В Москве – потому, что ее он считает всемирной столицей театра. В Лондоне – по причине особого пиетета к творчеству Шекспира, который сказал все или почти все о морали, любви, власти, человеческих достоинствах, пороках, переживаниях и низменных страстях...
Каждый год Стуруа зовет в Тбилиси своих московских или питерских друзей – режиссеров, актеров, просто друзей, прямого отношения к театру не имеющих. В прошлом году это был Александр Филиппенко, устроивший потрясающий вечер на сцене Руставели. В этом юбилейном году Робик, как его называют в Тбилиси, намерен пригласить едва ли не весь российский театральный бомонд.
Обычно его дни рождения совпадают с изнуряющей жарой, поэтому их приходится отмечать или на загородных дачах, или в Тбилиси, но без больших алкогольных страстей и возлияний. Соответственно, Стуруа ждет наступления осени. «Я себя ощущаю так, словно мне 25 лет. По внутреннему состоянию и мироощущению я нередко нахожусь там, в молодости. Главное для меня, чтобы не менялось то, что сложилось в голове – убеждения, представления, жизненное кредо, творческие подходы и идеи. Это меня волнует больше, чем физическое здоровье. Если у меня станет дрожать рука или откажут ноги, меня это встревожит или огорчит не так сильно, как если что-то поменяется в голове. Тогда я потеряю все», - так думает режиссер.
Для него очень важна гражданская позиция. Два года назад Стуруа поставил спектакль, который вызвал в обществе большие разговоры, насторожил и обидел власти. Пьеса была о жизни президента – не Грузии, а вообще. О его охранниках, любимых женщинах, об отношении этого президента к власти. Конечно, Робик взялся ставить пьесу не случайно, а хотел проверить реакцию высоких чиновников. Через некоторое время выяснилось, что люди из политического окружения Михаила Саакашвили перестали ходить на спектакли в театр Руставели. К тому же исполнитель главной роли слишком оказался похож на Мишу. Вскоре для всех главных режиссеров и директоров театров были введены тесты на профессиональную пригодность. Стуруа отнесся к этому странному новшеству с иронией, воспринял его в качестве малоосознаваемого чудачества, но с пониманием его малоприятных последствий для общества. После спокойного и мудрого телевизионного выступления Роберта Стуруа тестирование незаметно отменили... Глупо и неблагодарно было бы проверять на меткость удара Пеле – особенно после того как он забил за свою карьеру свыше 1500 мячей, а Гарринчу, Михаила Месхи или Вову Гуцаева – на умение выполнять финты.
Мировую славу этому человеку принесли спектакли, которые он ставил по пьесам классиков и современных авторов во множестве европейских столиц. В Тбилиси театралы стараются не упустить случая и непременно попасть на «Кавказский меловой круг», несмотря на его многолетнее сушествование в репертуаре. Этот спектакль, как и «Ричард Третий» и «Король Лир», не один год были гастрольными «козырями» театра и его визитной карточкой. Главные роли – Аздака и королей – в этих постановках бессменно играл Рамаз Чхиквадзе, но все понимали, что подлинным властителем сцены был неистощимый выдумщик и настоящий театральный философ Роберт Стуруа.
Все знают, что Роберт обожает застолья, особенно в кругу актеров, с которыми работает. Причем, актеров как старого, так и нового поколения. Эти застолья нередко превращаются в незаметные мастер-классы. Но главный акцент все же делается на тостах, когда вино подчинено воспоминаниям, любви, поэзии, песням. Интересно, что по старой богемной традиции тематические стихи за столом читаются на грузинском и русском языках. Впрочем, в свои дни рождения он много не пьет. «Гости – это ответственность...» Коллектив театра его боготворит. Но знает, что Робик терпеть не может славословий. И артист для него – это артист независимо от регалий и степени популярности. «Бывало, что собирались накануне вечером и выпивали по какому-нибудь поводу, - говорит давно известный российским любителям театра и кино Кахи Кавсадзе, в частности по роли Абдуллы в «В белом солнце пустыни». – А утром на репетиции он вдруг делает нам замечание: мол, не стыдно ли вам, почему вы так себя ведете, почему у вас такое похмелье? А мы отвечаем: мы же вместе с вами выпивали? Отвечает: не можете, так не пейте. Робик, а пить он умеет, вообще не знает, что такое похмелье. Ни при каких обстоятельствах...
Источник: Северный Кавказ